Закон об упрощенном изъятии земель

Содержание

Закон об изъятии земельных участков – в 2020 году, для государственных нужд, у недобросовестных собственников, для нужд ФСБ

Закон об упрощенном изъятии земель

Земельные участки, принадлежащие гражданам РФ по официальному праву собственности, могут быть конфискованы государством или муниципалитетом. Для этого должен быть актуален веский перечень оснований, которые в свою очередь подтверждаются установленными законодательными нормативами.

Закон об изъятии земельных участков в 2020 году имеет характерные особенности. Для их досконального понимания следует ознакомиться с важными нюансами, с новым порядком осуществления процедуры, с поиском правообладателей, с составлением постановления, с возможными компенсациями, а также с судебной практикой.

Важные нюансы

Изъятие земельных участков из собственности может производится в добровольном или принудительном порядке. В первом случае между собственником и уполномоченным представителем муниципалитета составляется соглашение о выкупе земельного участка.

Стоит отметить, что в стоимость земельного объекта входят следующие параметры:

  • рыночная цена;
  • стоимость имущества, располагающегося на земле;
  • сумма убытков владельца, связанных с упущенными выгодами или с переездом на другое место.

В рассматриваемой ситуации основная сложность заключается в определении стоимости участка. Государственные органы берут за основу рыночные показатели, исходя из полученных результатов по факту оценки. Если действующий собственник не согласен с проведенной процедурой, то он может инициировать независимые оценочные мероприятия и назвать свою стоимость.

Правообладатели должны быть в обязательном порядке уведомлены об изъятии земельного участка в течение недели со дня принятия соответствующего решения. Также владельцу передается проект договора о выкупе земли с указанием предлагаемой стоимости.

На изучение всех нюансов может отводиться до 3 месяцев. Передача участка в собственность государства или муниципалитета раньше истечения указанного срока может быть осуществлена только с согласия непосредственного собственника.

Что говорит Закон об изъятии земельных участков в 2020 году

Статья 56.6 действующего Земельного Кодекса РФ содержит в себе исчерпывающую информацию об особенностях изъятия участков под государственные нужды. Соответствующее решение может приниматься в отношении одного или нескольких участков земли. Важно помнить о том, что решение принимается и по отношению ко всем имущественным объектам, располагающимся на конкретной территории.

Статья 56.6. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

К постановлению об изъятии в каждом конкретном случае прикрепляется специальная схема расположения участка. Органы местного самоуправления, которые участвовали в процессе принятия решения, имеют законные основания для утверждения прочего варианта схемы расположения земли.

Образец постановления об изъятии земельного участка:

Основания

Закон об изъятии земельных участков гласит о том, что владелец может лишиться своей собственности в следующих случаях:

  • при размещении энергетических коммуникаций;
  • при установке оборудования, относящегося к атомной энергетике;
  • при размещении оборонительных военных систем;
  • при организации космической деятельности;
  • в случае прокладывания транспортных развязок.

Стоит отметить, что существуют и прочие обстоятельства, регламентируемые действующим федеральным законодательством. Одним из ключевых условий при изъятии земельных участков считается процедура возмещения, в рамках которой определяется выкупная ценна, определяющаяся с помощью договора между действующим владельцем и государственным учреждением, занимающимся изъятием.

В связи с неиспользованием

Если земля изымается в связи с ненадлежащим использованием, то это делается принудительно в силу того, что владелец, по сути, нарушает нормы законодательства.

Это актуально для следующих случаев:

  • участок предназначается для строительных мероприятий или ведения подсобного хозяйства, но в течение трех лет он никак не использовался;
  • использование земли осуществляется с нарушением законодательных норм, например, если из-за некорректных действий теряется плодородность близлежащих участков или нарушается экология региона;
  • земля используется для хранения химических отходов.

В случае, когда собственник соглашается отдать участок, он практически сразу же реализуется с публичных торгов. В противном случае вопрос решается исключительно в порядке судебного разбирательства.

Для государственных нужд

Решение об изъятии земли для государственных нужд принимается в исключительных ситуациях, перечень которых в полной мере прописан в статье 49 Земельного Кодекса РФ. Выкуп производится органами власти Российской Федерации или представительствами субъектов. Постановление выносится компетентными органами исполнительной власти.

Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Изъятый земельный участок может быть заменен на объект недвижимого имущества идентичной ценности. Также гражданам в некоторых случаях предлагается другой участок меньших размеров.

По результатам принудительного изъятия должно в обязательном порядке обеспечиваться равносильное возмещение. В противном случае владелец имеет основания для подачи искового заявления в компетентный суд.

Сроки, сумма и нюанс возмещения определяются в судебном порядке на основании предоставленной документации.

Для муниципальных нужд

Под муниципальными нуждами может пониматься развитие территории, находящейся в подчинении определенного регионального субъекта. Изыматься могут только те участки, в отношении которых было ранее принято компетентное решение о комплексном переустройстве. Для этого должно заключаться специальное соглашение с исполнителями.

Такое решение принимается на основании проектной документации о межевании территории. Постановление об актуальности данного факта пересылается действующему владельцу в течение 7 рабочих дней с момента принятия решения.

В случае отказа от заключения договора в установленные сроки земельный участок может быть конфискован на основании судебного постановления. Помимо прочего, суд сам определяет условия изъятия и стоимость выкупа.

Денежные средства перечисляются на известный банковский счет бывшего собственника или остаются на хранении у уполномоченного нотариуса до востребования. Обжалование судебного решения может быть достигнуть только по отношению к параметру о сумме возмещения.

Новый порядок процедуры

Рассматриваемая процедура может быть осуществлена в несколько этапов.

В первую очередь стоит выделить следующие:

  • предупреждение действующего владельца о факте наличия нарушений;
  • принятие мер органами местного самоуправления или государственной власти по изъятию земельных участков;
  • реализация участка в пользу государственного органа – данный этап предусматривает предоставление уведомления о согласии в соответствующий орган;
  • если собственник отказался от продажи своего участка, то представители органа, принявшего решение, должны решить данный вопрос исключительно в порядке судебного разбирательства.

Добровольное или принудительное

Каждому правообладателю в рассматриваемой ситуации будет предложено соглашение о выкупе земли.

В подавляющем большинстве случаев в цену включаются следующие параметры:

  • рыночная стоимость;
  • стоимость размещенных имущественных объектов;
  • сумма упущенных выгод и затраты на переезд.

Именно цена является наиболее значимым предметом в рамках переговорного процесса – ее определение в некоторых ситуациях может длиться до 3 месяцев. Обычно органы власти осуществляют покупку земли по рыночной стоимости на основании самостоятельной оценки. Конечно, владелец может не согласится с ней и, в соответствии с законодательством, привлечь к процедуре независимую экспертную группу.

Что касается принудительного изъятия, то оно становится актуальным только в тех случаях, когда сторонам не удалось договориться мирным путем. Такое взыскание производится только по решению высших судебных инстанций.

В такой ситуации сумма выкупа определяется компетентными представителями суда. Исковое заявление может быть подано только через три месяца после получения собственником проекта соответствующего соглашения.

Поиск правообладателей

Процедура изъятия земли начинается с выявления граждан, выступающих в качестве действующих собственников. Для этих целей заинтересованный муниципальный орган отправляет запрос в государственный реестр. Если это не дало результатов, то этот запрос передается в архивы или органы государственной власти, где могут храниться данные сведения.

Статья 56.5. Выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию

Кто принимает окончательное решение

После обнаружения всех лиц, имеющих законные основания на распоряжение участком, уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны указываться параметры изымаемых участков, расположенные на них имущественные объекты, а также реквизиты документации, на основании которой осуществляется процедура.

В случае, если соответствующее решение принимается на основе ходатайства, то также должно быть указано наименование организации, подавшей его.

Постановление

Решение об изъятии обычно принимается за два месяца.

Оно в обязательном порядке должно содержать в себе следующие нормы:

  • основания для изъятия участка;
  • лица, у которого изымается участок;
  • площадь земли и актуальные кадастровые номера.

В течение семи дней с момента принятия решения, орган исполнительной власти должен направить в определенные учреждения копию постановления о том, что собственники земли больше не имеют на нее прав.

Компенсация

Для расчета компенсационных выплат необходимо иметь информацию о кадастровой стоимости, которая приближается к рыночному показателю. Зачастую соответствующая цифра получается неопределенной и не удовлетворяет потребности собственника участка. После этого принимается решение о переоценке рыночной стоимости.

Владелец может выбрать два способа для получения выплат – наличными средствами или равноценным земельным участком на другой территории.

Судебная практика

Судебная практика, касающаяся вопросов конфискации участков земли, указывает на факт того, что органы власти лишаются возможности принудительного изъятия земли по причине нарушения установленного порядка.

В большинстве случаев судебные инстанции не удовлетворяют исковые заявления, если не соблюдается порядок, включающий в себя:

  • процесс принятия решения;
  • уведомление собственника;
  • осуществление оценочных мероприятий;
  • заключение соглашения о изъятии;
  • возмещение убытков владельца;
  • регистрация новых прав на собственность.

Стоит отметить, что потерпевшая сторона не сможет восстановить нарушенные права из-за расходования огромного количества бюджетных средств. Это особенно актуально для ситуаций, связанных с самовольным захватом земли.

В соответствии с нормами статей 60-62 Земельного Кодекса Российской Федерации предусматривается эффективный механизм защиты прав собственности, однако реализация норм осложняется именно понесенными бюджетными расходами.

Статья 60. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий

Статья 61. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления

Статья 62. Возмещение убытков

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://1kvartirka.ru/zakon-ob-izjatii-zemelnyh-uchastkov/

Увидели землю: «бесхозяйные» участки могут отойти государству

Закон об упрощенном изъятии земель

В российском законодательстве может появиться термин «бесхозяйная земля». Как выяснили «Известия», законопроект о новой норме подготовил Минсельхоз. Ведомство предлагает считать бесхозяйными территории, собственники которых неизвестны либо отказались от участков, а также земли, не зарегистрированные в Едином государственном реестре прав недвижимости.

Минсельхоз предлагает упростить передачу таких территорий государству, которое получит их без решения суда или в упрощенном порядке судопроизводства. Депутаты и эксперты к новым нормам отнеслись неоднозначно.

С одной стороны, они признают наличие в России большого количества необрабатываемых земель, с другой — считают, что отдавать решение проблемы на откуп чиновникам, минуя суды, не стоит.

В поисках механизма

По информации «Известий», Минсельхоз разработал поправки в закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которыми предлагает усовершенствовать порядок вовлечения в оборот невостребованных земель.

Согласно тексту пояснительной записки, которая имеется в распоряжении «Известий», на 1 января 2019 года площадь таких территорий в России составляла 15,3 млн га.

В среднем это 6,8% от общей площади земель сельхозназначения в стране.

«Действующий порядок определения земельных долей невостребованными затягивает процедуру их приобретения в муниципальную собственность и вовлечения в оборот, а зачастую делает ее невозможной, поскольку признание земли невостребованной осуществляется муниципальными органами в суде в порядке искового производства при отсутствии, как правило, ответчика, местонахождение которого неизвестно», — объясняется в документе причина разработки законопроекта.

Также Минсельхоз отмечает, что до сих пор не решена проблема вовлечения в оборот земли, от которой собственник отказался.

«Решение этой проблемы требует выработки механизма, способствующего вовлечению невостребованных земельных долей в рыночный оборот, и внесения соответствующих изменений в гражданское и земельное законодательство», — полагают в министерстве.

Чтобы это изменить, Минсельхоз предлагает ряд новаций.

Во-первых, ввести в законодательство термин «бесхозяйная земля» и считать такими участки, собственники которых неизвестны либо отказались от права собственности.

Также под новое определение попадут территории, которые до 1 января 2025 года не будут зарегистрированы в Едином государственном реестре прав недвижимости.

В этом случае, предлагают в Минсельхозе, местная власть получит на них право собственности в порядке особого судопроизводства, путем простой постановки на учет согласно положению п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ.

Во-вторых, разрешить признавать выморочным имуществом земли, собственник которых умер, а наследники не объявляются либо отказались от наследования.

Как отмечают в министерстве, это также освободит власти от необходимости обращаться в суд, чтобы получить территорию в муниципальную собственность.

Как отмечается в пояснительной записке, ее автоматический переход регламентируется ст. 1151 Гражданского кодекса РФ.

В-третьих, чтобы решить проблему неиспользования в обороте земли сельского назначения, находящейся в общей долевой собственности, законопроектом предлагается установить обязанность собственника произвести выдел земельной доли до 1 января 2024 года. Если этого не произойдет, то владелец теряет право собственности на эту землю согласно ст. 238 Гражданского кодекса РФ.

Еще авторы законопроекта предлагают ввести в законодательстве определение ценных и особо ценных земель сельскохозяйственного назначения, обязать субъекты утверждать перечень таких территорий, их границы и внесение в Единый государственный реестр недвижимости, а кроме того, запретить вести на них геологическое изучение недр, разведку и добычу полезных ископаемых.

Разработку документа «Известиям» подтвердили в пресс-службе Минсельхоза.

«Предлагаемые законопроектом изменения направлены на совершенствование порядка вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и будут способствовать реализации положений, предусмотренных Основами государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012–2020 годы», — пояснили «Известиям» в пресс-службе ведомства.

Также в Минсельхозе сообщили, что законопроект планируется внести на рассмотрение правительства в первом квартале 2021 года.

Без суда нельзя

Глава профильного комитета Госдумы по аграрным вопросам, член КПРФ Владимир Кашин заявил «Известиям», что проблема неиспользованных земель существует и Минсельхоз правильно делает, что предпринимает попытки ее решить, однако отдавать на откуп местным чиновникам вопрос эффективного использования земельных участков не стоит.

— Надо делать все, чтобы земля работала по назначению. Безответственность надоела. Поэтому необходимо принимать жесткий закон не только по изъятию такой земли, но и по ее эффективному использованию.

Но не факт, что чиновники из муниципального образования, которые получат эту территорию, будут ее использовать по назначению.

В этом должна быть суть закона, а не только в том, чтобы красиво и легко эту землю изъять, — пояснил парламентарий «Известиям».

По его словам, комитет готов доработать законопроект, когда он поступит в Госдуму.

Согласен с коллегой и зампред думской фракции ЛДПР Ярослав Нилов.

— Безусловно, проблему неиспользованных земель нужно решать. Но что касается бесхозяйной земли, лично у меня есть недоверие к тому, что этим вопросом займутся муниципальные чиновники. Потом ходи в суд и доказывай, что ты прав, так как не смог по объективной причине зарегистрировать землю в реестре недвижимости, — заявил депутат «Известиям».

По его словам, в случае, когда дело касается передачи властям земли, у которой есть собственники, исключать из этого механизма судебную процедуру не стоит. Парламентарий считает, что для этого лучше разработать какой-то упрощенный порядок судебного производства. Иначе пострадать могут юридически необразованные граждане.

— В России очень большой объем необрабатываемых земель: либо собственники халатно к ней относятся, либо она оказалась без хозяина. Это действительно большая экономическая проблема, которую нужно решать. Идея Минсельхоза правильная.

Я согласен с тем, что должен появиться упрощенный механизм по передаче такой земли государству, однако у меня вызывает сомнение внесудебный порядок таких решений, — поделился с «Известиями» первый зампред фракции «Справедливой России» Михаил Емельянов.

Парламентарий также предлагает лучше ускоренное и упрощенное рассмотрение таких дел судебной инстанцией.

В «Единой России» обещали дать оценку законопроекту, после того как он будет внесен в Госдуму.

Глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев считает необходимым прописать в законе механизм обжалования решения властей, которые могут допускать ошибки и злоупотребления.

Источник: https://iz.ru/1124087/natalia-bashlykova/uvideli-zemliu-beskhoziainye-uchastki-mogut-otoiti-gosudarstvu

�������������� ���������� ������ ������������������������ �������� �� ������������������ ���������� �� �������������������� ��������������

Закон об упрощенном изъятии земель

�� ������������ ������������������ ������������������ ���������������������� ������������������������ ���� �������������������� �������������������� ���������������� ������������������������ ���������������������������� �� �������������� ���������� ������ ���� ��������������������������. ���������� ���� �������� ���������������� ������������������ ���������������� ����������. ���������������� ���������������� �� �������� ���� ������ ������ ������������������������ ��������������������������.

��������: Pixabay.com

������������ �������������������������������� ���������������� �������������������� ������ ������������������ ���������������������� ������������������������ ���������������� ������������������������ ����������������������������, �� ������ ����������, �������� �� �������������������������� ������������������������������ �������������������� (������������������) �� ������������ ������������������������ ���������� ������������������������ �� �������������������� �������������������������� ���������������������������� ���� 2024 ��������.���� ���������� ���������� �������������������� ���������������������� ���������������������� ������������ �������������� �� �������������� �������� – ���� 180 ������ ��������.

���������� ������������ ���������������� �������������������������� ����������, ������������, ������������������������������ ����������������, ��������������, ������������ ������������, �������������������������� ������������������ ����������������,���� ���������� ��������������������, �������������������� ���������������������������� �� ���������� ����������. ���������������� ���������������� ����������������������������, �� ������ ���������� �������� �� ������������������, ���� �������������� ���������� �������������������������������� ������������ ��������������, ���������� �������������������� �������������������������� ������������.

�� ������������������, ���������������� �� �������������������� ������������������������ ���� �������������������� �������������������� ���������������� ���������������������������� ������������ ����������������������, �������� �������� ������ ���� �������� ���������������� �� ������������������ �������������������������������� ������������������������. ���������� ������ ������������������ ���������� ������������ ������ ���������� �� ������������������ �������������������������������� ������������������������ ���������������������� ������������ �������������� ������������������, �������������� ���������� ���������������� ������������. �������������������� �������������������������� �������������� �������������������� �������������������� ���� ������������ ������������������������ ������ ���������������������� ������������������ ������������������������ ������ �������������������� ��������������������������.

������ �������������������������� ���������������� ����������������������������, ���������������������� ������ �������������������� �������������������� ���������������������� �������� ������ ������������������, ���� ���������� �������������������� ������������������ ���������������������� ���������� ���������������������� �������������� ���������������� ���������� ������������. ���������� �������� ���������������������� ������������������������ �� ������������������������������ ���������������������������� �������������� ������������ �� �������������� ���������������� ����������������������������. ������������ �������������� ���� ���������� ���������������������� �� ������������������ ������������������������������ ������������������ ��������������������, ������������������ ������������, �������������������� ��������������, ������������������������ ���������� �� �������������������������������� ������������, ���������������������� �� ���������� �������������������� ������������������ ���������������������� �������������������������� ����������������.

���������������������� �������������������� ���������������� ������������������������ ���������������������������� ������ ���������������������� �������� �������������������� ������������ ������������ ���������������������������� ������������ ���������������� ���� ������ ���������������� ���������������������������� ������������ �� �������������� 20 �������� ���� ������ ���������������������� �� ������ ������������������������. �������� ���� ���������������� �� ��������, ������������ �������������������� �������������������� ���������� ������������������ ��������������������������.

������������������������ ���������������������� �� ���������������������� �������������������������� �� ���������������������� ������������ ������������ ������ �������������������������� ������ �������������������������� �������� �� ������������������ ���������� ���������������������������� ���������������������� ���������� ���������������������������� ������������.

���������� �������������� ���� ���������������������� �� �������������� ������������ �������� ���� ������ ���������������������� ������������������.

�������������������� ���������������������������� �������������������� ������������������������������ �������������������� ������������������ ������������������������ ���������� ���������������� ���� ���������������� ������������������������.

���������� ������������������������ �������������������� �� ������������ ������������������������ ���������������������� ���� ������������ ���� �������� �� ������������ ��������������. �� �������������������� ���������������� �������������� ���� �������������������� �������������������� ���������� ������������������ �������� ������.

���������� ��������, ���������������� �������������� ���������������������������� ���������� ���������������������������� ������ ������������������ ������������ �� �������������������� ���� ������������������ ���������� ������ �������������� �������������������������� ���� ���������������������� �������������������� ���� ������������������ �������������������� ���� �������� �� ������������������������.

Источник: https://rg.ru/2020/07/31/izymat-zemli-dlia-modernizacii-bama-i-transsiba-budut-v-uproshchennom-poriadke.html

Изъятие земельных участков у граждан: новый порядок – новые проблемы?

Закон об упрощенном изъятии земель

В некоторых случаях принадлежащий гражданину земельный участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд.

Речь идет о ситуациях, когда именно в месте нахождения участка необходимо, например, проложить трассу федерального или регионального значения или протянуть линии электропередач (ст. 49 Земельного кодекса РФ).

При этом государство обязано возместить собственнику изымаемого участка его рыночную стоимость, понесенные убытки и упущенную выгоду. 

1 апреля вступил в силу закон, в котором содержатся изменения существующего ранее порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ).

Если прежде в Земельном кодексе РФ было всего несколько норм, определяющих процедуру изъятия земельных участков, то теперь в нем появилась целая глава, посвященная данному вопросу (гл. VII.1 Земельного кодекса РФ).

Государство аккумулировало опыт изъятия земельных участков, полученный при застройке Новой Москвы, организации Олимпиады в Сочи и подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке.

Для реализации этих проектов принимались отдельные законы, устанавливающие особый, упрощенный порядок изъятия земель.

Теперь этот опыт распространен на всех участников земельных отношений, и, например, при строительстве высокоскоростной магистрали Москва-Казань и развитии транспортной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018 года будут применяться только нормы Земельного кодекса РФ.

Основания изъятия земельного участка 

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Ознакомиться с внесенными изменениями в Земельный кодекс РФ можно в системе ГАРАНТ. Для этого откройте кодекс, затем на панели инструментов выберите “Изменения в документе”, а в нем – “Обзор изменений”.

Как и до поправок, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления (п. 3 ст. 279 ГК РФ).

Но с 1 апреля в Земельном кодексе РФ появилась новелла – теперь данные органы могут принять решение об изъятии не только по своей инициативе, но и по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ). Перечень таких организаций впоследствии будет определен Правительством РФ.

При этом ходатайствующая организация должна оплатить все расходы по кадастровым работам и выплате возмещения за изымаемую недвижимость, что позволит сэкономить бюджетные средства (п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса РФ). Эта поправка вызывает у экспертов опасения.

Так, специалист по недвижимости и земельным отношениям юридической фирмы “Тимофеев/Черепнов/Калашников” Мария Горина опасается, что нововведение может привести к смещению баланса интересов с граждан в сторону крупных компаний, в собственность которых перейдет земельный участок, и ущемить интересы правообладателей.

Это действительно может произойти, поскольку перечень оснований для отказа в удовлетворении ходатайства носит формальный характер (отсутствие схемы расположения участка, обращение к органу, который не уполномочен решать этот вопрос и т. п.) и при этом является закрытым (п. 9 ст. 56.4 Земельного кодекса РФ).

Выявление правообладателей изымаемого земельного участка 

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит.

Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов – в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков.

Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Партнер юридической фирмы “АВЕЛАН” Сергей Казинец замечает, что законом не определены последствия игнорирования госорганом своей обязанности сделать запросы о розыске собственников изымаемого участка.

“Есть вероятность, что подобные нарушения не будут рассматриваться как безусловное основание для признания недействительным решения об изъятии”, – предполагает Сергей Казинец. Скорее всего, в этом случае будет действовать общее правило: владельцы земли, которые не были выявлены до ее изъятия, смогут потребовать только компенсации за участок за счет средств бюджета или за счет средств организации, которой он был передан. Возможность возврата земли при этом исключена (п. 11 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Юрист девелоперской компании “Сити-XXI век” Василий Шарапов предупреждает, что у граждан, чьи участки были оформлены в собственность до 1998 года [года вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. – Ред.], могут возникнуть проблемы.

“Сведения по таким объектам в государственных реестрах не значатся, поэтому выявить правообладателей этих участков будет сложно. Исключение составляют лишь земельные участки, собственники которых сами заявили о них в Росреестр (например, если такая недвижимость была объектом сделок, требующих совершения акта государственной регистрации).

В случаях, если правообладатели участков так и не будут найдены, новое законодательство предоставляет властям возможность признать право публичной собственности на такую недвижимость в судебном порядке.

После удовлетворения искового требования мы получим юридический казус – на одну недвижимую вещь будут претендовать два собственника”, – рассуждает Василий Шарапов.

Все эксперты портала ГАРАНТ.РУ сошлись во мнении, что собственникам земли, права на которую были оформлены до 1998 года, стоит проверить наличие сведений о праве на земельный участок в ЕГРП. Для этого гражданин может направить запрос в Росреестр о правах на имеющиеся у него объекты недвижимости.

Сделать это можно лично, через представителя, почтовым направлением (в этом случае подпись заявителя и верность копий прилагаемых документов должны быть удостоверены нотариально), через Единый портал госуслуг или многофункциональный центр, а также путем заполнения формы на сайте Росреестра. В последнем случае за запрос необходимо будет заплатить 250 руб.

, во всех остальных – от 500 (если запрос охватывает один округ) до 1500 руб. (51 и более округов) (приказ Минэкономразвития России от 16 декабря 2010 г. № 650, приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2012 г. № 58).

Ответ ведомство должно дать в течение пяти рабочих дней с момента поступления запроса – причем как в виде бумажного документа, так и в электронной форме по выбору гражданина, о чем необходимо указать в запросе (п. 2, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г.

№ 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Если регистрация прав по каким-либо причинам затруднительна, необходимо регулярно изучать официальный сайт своего муниципалитета, на котором размещаются документы территориального планирования и проекты планировки территории, а также сайт региона.

При своевременном получении информации о предстоящем изъятии правообладатель сможет в срок подать заявление об учете прав на земельные участки (подп. 4 п. 5 ст. 56.

5 Земельного кодекса РФ), а также оспорить в дальнейшем действия властей, если это понадобится.

Решение об изъятии земельного участка 

После установления всех лиц, имеющих права на изымаемый земельный участок, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны быть указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, а также цель изъятия и реквизиты документов, в соответствии с которыми оно осуществляется (п. 4 ст. 56.

6 Земельного кодекса РФ). Если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, указывается также организация, его подавшая.

В течение 10 дней после принятия решения об изъятии уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе “электронки” – то со дня опубликования решения об изъятии).

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (п. 13-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Цена изъятого земельного участка 

На материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (п. 3 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Выкупная цена изымаемого земельного участка определяется по результатам проведенной оценки (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”).

При этом возмещению подлежит не только стоимость участка, но и убытки, а также упущенная выгода.

В случае, если одновременно с изъятием земельных участков осуществляется изъятие расположенных на них объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов.

При определении размера возмещения не подлежат учету объекты недвижимого имущества и их неотделимые улучшения, расположенные на изымаемом земельном участке и произведенные вопреки разрешенному использованию или условиям договора. Кроме того, стоимость объектов, строительство которых начато после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, также не будет возмещена (п. 2, п. 8 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Размер возмещения определяется не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости. 

Соглашение об изъятии недвижимости 

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества.

Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ).

При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости (п. 2 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

Собственник изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, либо в организацию, которая ходатайствовала об изъятии (п. 8 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

Если же владелец земли не согласен с условиями соглашения, он может отказаться от его подписания или представить альтернативные предложения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.

Например, это может быть договор купли-продажи, в котором содержатся сведения о цене, если участок был приобретен недавно. А коммерческий директор холдинга Кирилл Упатов советует в подобных ситуациях проводить независимую оценку стоимости земли и прикладывать к предложениям ее результаты.

Партнер компании “Найдем Адвоката” Снежана Мальфанова напоминает, что правообладатель проводит такую экспертизу самостоятельно и за собственный счет.

Если уполномоченный орган согласится с этими доводами, размер возмещения может быть увеличен – правда, если изъятие проводится по ходатайству организации, орган должен будет согласовать это изменение с ней (п. 11 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

В случае, если правообладатель изымаемой недвижимости не подписывает проект соглашения об изъятии более 90 дней со дня его получения, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

Рассмотрев представленные сторонами доводы, суд решит, проводить принудительное изъятие участка или нет. Напомним, ранее собственник должен был быть уведомлен о предстоящем изъятии участка не менее чем за год. В новой редакции Земельного кодекса РФ это правило отсутствует.

Таким образом, с 1 апреля срок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд сократился в четыре раза.

Безусловно, теперь масштабные проекты будут реализовываться быстрее. Однако эксперты подчеркивают, что в результате поправок баланс интересов сместился в сторону государства.

“Граждане и ранее сталкивались с изъятием как с неким фактом, с которым уже нельзя ничего нельзя сделать.

С упрощением процедуры и уменьшением сроков согласования положение собственников может стать еще хуже”, – предостерегает Сергей Казинец.

***

В настоящее время практика изъятия земель по новым правилам еще не сложилась, однако редакция портала ГАРАНТ.РУ будет следить за ее развитием.

Источник: https://www.garant.ru/article/621824/

Была земля ваша – станет государственная: Изъятие по

Закон об упрощенном изъятии земель

Минсельхоз подготовил поправки в закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, которые упростят процедуру изъятия участков у собственников. За какие грехи можно уже сейчас лишиться дачи и что изменит законопроект?

Поправки в закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” планируется внести на рассмотрение правительства в первом квартале 2021 года. Документ вводит новый термин “бесхозяйная земля” – не путать с “бесхозной”.

“Бесхозяйными” предлагается считать участки, собственник которых неизвестен, отказался от права собственности либо умер, а наследники не объявились (“выморочное имущество”). Также “бесхозяйной” может быть признана земля, не зарегистрированная в Едином госреестре прав недвижимости.

В отношении таких территорий у государства появятся особые права: изъятие даже без суда, в крайнем случае – в упрощённом судебном порядке.

Площадь “бесхозяйных земель” в России уже сейчас оценивается в 15,3 млн гектаров – практически территория Бангладеш, где, на секундочку, людей проживает больше, чем в России, а в России, наверное, больше людей в бангладешской одежде, нежели в отечественной.

И все эти просторы по документам никому не принадлежат: ни государству, ни частным собственникам.

И, с одной стороны, действительно неплохо было бы земли поставить на баланс и как-то грамотно ими распорядиться – выделить, например, семьям с детьми, или фермерам под содержание скота, или предпринимателям под строительство завода по переработке древесины… Но есть обоснованные сомнения в том, что закон пишется именно для этих нужд.

Во дворе трава

Дело в том, что глаз на землю, которая вроде бы кому-то принадлежит, а вроде бы и нет, чиновники положили уже давно. Например, в 2020 году были приняты поправки в закон “О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения”.

Он работает так: раз в пять лет государство проводит агрохимическое обследование земель сельхозназначения. По итогам владельцам выдаётся заключение, каких питательных элементов не хватает и как это нужно исправить.

Исправил ситуацию? Молодец! Почва по-прежнему страдает нехваткой, например, фосфора (олигарх Андрей Гурьев) или азота (олигарх Андрей Мельниченко)? Штраф или изъятие. И эта норма уже работает.

А до этого одобрили закон об изъятии у собственника земли, если тот на протяжении двух лет не использовал её по целевому назначению.

Например, если на пашне не производятся работы по возделыванию агрокультур и обработке почвы, на культурных сенокосах содержание сорных трав в травостое превышает 30% площади участка и т.д.

Генеральный директор юридической компании Алексей Петропольский в интервью, данном первому русскому телеканалу Царьград, рассказал, что изъятие неиспользуемых земель в настоящее время приобрело огромный размах.

Если у вас земля сельхозназначения, вы даже платите за неё налоги, но никаким образом её не используете по назначению – не рекультивируете, не сажаете, даже элементарно не стрижёте траву, то первично вам глава поселковой администрации выставит штраф за неиспользование земли, а вторично уже будет подавать иск на изъятие. Сотни гектаров земель изымаются у физических лиц и компаний именно как неиспользуемые.

Нужно ли говорить, что процент сорных трав в травостое, равно как содержание фосфора в почве, – понятия, которыми рядовой собственник просто не может оперировать. Ему что, травинки пересчитывать или экспертизу заказывать каждый раз после применения тех или иных удобрений? А за несоблюдение наказывают строго – вплоть до изъятия.

Кроме того, предприимчивых и шустрых соседей, которые положили глаз на смежный участок, никто не отменял. Расшириться захотели, заглянули за забор, заметили сорняки – и жалобу в контролирующие органы.

И одно дело, когда инициируется судебное производство, и совсем другое – упрощённый порядок изъятия. Приехал посмотреть, как дача поживает, а там твои яблоки уже сосед собирает, имея на то все законные основания: изъятие – аукцион – новый собственник.

Это частные случаи, которые имеют место быть уже сейчас, равно как изъятие земель под государственные нужды.

Государственный беспредел

Сочинский предолимпиадный беспредел все помнят, строительство платных трасс – тоже. Модель обкатали на крупных инфраструктурных проектах, а теперь такая земельная экспроприация – норма. Например, во Владимирской области по шести деревням пройдёт платная трасса М-12. Если человек имел неосторожность построить какой-нибудь помпезный трёхэтажный особняк, значит, не повезло.

Закон есть закон, перед катком всё имущество одинаковое. То же самое – со строительством железнодорожных путей. В прошлом году Госдума одобрила создание мощной сеть международных транспортных коридоров с севера на юг и с запада на восток к концу 2024 года.

Оппозиционные фракции, в том числе депутат Госдумы Алексей Куринный, были против, но закон всё равно приняли:

Это тот законопроект, который позволит фактически отнимать земельные участки, причём решение суда сразу вступает в силу – его нельзя даже будет обжаловать ни в части компенсации, ни в части времени. Данный законопроект ставит под угрозу защиту права на собственность и права на землю.

Конечно, в России частная собственность охраняется законом. Причём главным законом страны – Конституцией. Но если вдруг государству надо – местные власти ответят “Есть!”.

Сравним с ситуацией в “тоталитарном коммунистическом” Китае, где права человека “не нарушаются, потому что не существуют”. В Китае, например, в 2020 году построили автостраду с объездом вокруг дома упёртой местной жительницы из провинции Гуанчжоу. За участок с домом в 40 квадратных метров ей предлагали более чем щедрую компенсацию – две квартиры и деньги, но она отказалась.

В Поднебесной подобные здания называются “дом-гвоздь”. Иногда из-за несогласия их владельцев переезжать приходится корректировать проект в соответствии с требованием хозяина дома.

Доходное наследство

С квартирами в России немного другая история. Выселять на улицу из единственного жилья (в том случае, если жильё ипотечное) нельзя, однако наложить арест на такие квадратные метры можно, если человек, например, накопил 500 тысяч рублей долгов за “коммуналку” при общей стоимости квартиры полтора миллиона. Алексей Петропольский разъяснил процедуру.

По закону, если вы участвовали в приватизации и вам квартира досталась именно по приватизации, выселить вас невозможно. Но арестовать в пользу долга имущество возможно, и, по сути, это будет пожизненный арест. А с момента наступления смерти в наследство вступит государство.

Перешедшие государству квартиры, земли, машины можно найти на официальном сайте размещения информации о проведении торгов. Конечно, хорошие лоты вам никто не продаст – они вмиг расходятся по своим: друзьям, знакомым, жёнам, любовницам, но всё равно любопытно.

Что же касается нового законопроекта, который вот-вот будет внесён в правительство, а затем и в Государственную думу, то эксперты предупреждают: нельзя отдавать решение проблемы на откуп чиновникам, минуя суды.

А то собственника какого-нибудь лакомого участка раз – и случайно не найдут, землю быстренько переведут в оборот государства, точнее приближённых к нему лиц, а потом попробуй это всё оспорь.

Создаётся ощущение, что Россия застряла в “междуидеоложье”. Давайте уже определимся: либо мы снова строим социализм, где “единица – ноль”, либо мы защищаем права личности всеми силами и создаём страну осознанных собственников. Третьего не дано: многие пробовали, ни у кого не получилось.

Источник: https://tsargrad.tv/articles/byla-zemlja-vasha-stanet-gosudarstvennaja-izjatie-po-uproshhjonke-sochinjajut-v-rossii_323851

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.