В каком случае допускается использование земель запаса

Земли запаса

В каком случае допускается использование земель запаса
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Земельное право » Категории земель » Земли запаса

К землям запаса относятся земли, которые находятся в собственности государства или муниципалитета и не предоставляются в пользование гражданам и юридическим лицам, кроме отдельных участков, находящихся в фонде по перераспределению земель.

Понятие земель запаса четко определено в действующем Земельном кодексе РФ. Согласно данному нормативно-правовому акту к подобной категории относятся земли, которые находятся в собственности государства или отдельных муниципальных органов.

Земли запаса ни в коем случае не должны быть предоставлены в пользование гражданам и юридическим лицам, кроме отдельных участков, находящихся в фонде по перераспределению земель. Подобный фонд, в который входят земли запаса, формируется в соответствии с нормами земельного законодательства. Фонд формируется из участков, которые относятся к категории сельскохозяйственного назначения.

Соответственно, состав земель запаса представлен следующими участками:

  • земли, не находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц;
  • земли, состоящие в специальном фонде.

В свою очередь, в земли запаса, которые составляют фонд, входят земельные участки, приобретенные государством, отдельными субъектами государства и муниципальными органами на основаниях, установленных законодательством.

Исключение составляют только участки, которые перешли в собственность Российской Федерации путем проведения процедуры изъятия.

Земли запаса могут быть использованы для удовлетворения следующих целей государства:

  • чтобы обеспечить сельскохозяйственное производство;
  • чтобы создавать и впоследствии расширять фермерские и крестьянские хозяйства;
  • чтобы вести на участках подсобное хозяйство;
  • чтобы вести садоводство;
  • чтобы вести животноводство;
  • для сенокоса;
  • чтобы выпасти скот.

Нужна помощь юриста по земельным делам?

Правовой режим запаса. Правила осуществления перевода земель запаса в иную категорию земель, а также последующее использование таких земель

Использование, выделение и оценка земель запаса осуществляется на основании нормативно-правовых актов федерального уровня, в частности, соответствующего закона и Земельного кодекса России.

На законодательном уровне отдельно определены особенности правового регулирования перевода земель запаса из целевой категории в другую.

Перевод земельный участков в другую категорию допускается только в отдельных исключительных случаях, которые устанавливаются на уровне федерального или регионального законодательства. В соответствии с федеральным законодательством к данным исключительным случаям относятся следующие:

  • необходимость проведения консервации земель;
  • необходимость в создании особых охраняемых территорий. В соответствии с данным отнесением требуется перевод земель в природоохранное, историко-культурное или рекреационное назначение;
  • необходимость установления или изменения установленных границ существующих населенных пунктов;
  • при необходимости разместить на данных землях объекты промышленности, если их кадастровая стоимость не превышает установленный средний уровень;
  • при необходимости перевести земли сельскохозяйственного назначения с непригодной почвой в земли иной категории, к примеру, в земли лесного фонда;
  • при необходимости осуществить строительство дорог, линий коммуникаций, которые требуются для нормальной жизнедеятельности проживающих в данном районе граждан и землепользователей.
  • чтобы обеспечить государственные нужды, направленные на установление и поддержание обороны государства;
  • при необходимости разместить на участке объекты социально-культурного и бытового значения;
  • для добычи полезных ископаемых;

Отдельно стоит отметить, что перевод земель из одной категории в другую допускается, при этом кадастровая стоимость данного объекта недвижимости повышается на один уровень.

Незаконное использование земель запаса

В Земельном кодексе России незаконное использование земель запаса урегулировано общими положениями о нарушениях прав на пользование участками. В частности, к незаконному использованию земель, могут относиться следующие виды нарушений:

  • самовольное занятие участков;
  • уничтожение расположенных на участках знаков;
  • пользование недрами, расположенными под землей, без получения на это специальной лицензии;
  • самовольная застройка участка;
  • повреждение объектов водоснабжения;
  • повреждение прудов, озер и рек, располагающихся на участке;
  • незаконная добыча янтаря на участке;

Правила охраны земель запаса

Участок земли, вне зависимости от того, в какую целевую категорию он входит, всегда охраняется государством. Все нормативно-правовые акты рассматривают землю в качестве основы для нормальной жизнедеятельности граждан, проживающих на определенной территории.

При использовании земель в обязательном порядке должны соблюдаться следующие условия:

  • требуется обеспечивать сохранение экологического состояния участка;
  • требуется обеспечивать и следить за способностью земли быть средством производства;
  • требуется использовать участка в производственной и любой другой хозяйственной деятельности.

На законодательном уровне выделяется определенные цели, в соответствии с которыми на территории Российской Федерации осуществляется охрана земель запаса:

  • предотвращение деградации и загрязнения земель;
  • предотвращение любого другого негативного воздействия на участок;
  • улучшение состояния участка;
  • восстановление участка.

Чтобы обеспечить охрану земель, каждый собственник участка должен выполнять следующие виды работ:

  • обеспечивать охрану почвы;
  • обеспечивать защиту почвы от водной или ветровой эрозии;
  • обеспечить защиту участка от зарастания деревьями и сорными травами;
  • при необходимости ликвидировать все загрязнения;
  • сохранять мелиорацию земель;
  • проводить рекультивацию земель;
  • обеспечивать сохранение уровня плодородия почв.

Чтобы оценить состояние земель, на законодательном уровне устанавливаются определенные нормативы.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/zemli-zapasa.html

Когда допускается использование земель запаса?

В каком случае допускается использование земель запаса

Далеко не все земли, которые есть у государства, могут использоваться юридическими или физическими лицами в своих интересах.

Большинство тех земель, которые можно увидеть вокруг населенных пунктов, относится к особой категории ресурса, именуемой землями запаса.

Однако эти земли также могут быть использованы, если в этом возникла необходимость. Как именно это можно осуществить?

Законодательное регулирование

Так как земли запаса представляют собой особую категорию земельных участков, регулирование их режима использования осуществляется на законодательном уровне тоже по-особому.

Вопрос регулирования правоотношений, связанных с использованием земли, в том числе земель, относящихся к категории земель запаса, осуществляется с помощью Земельного Кодекса Российской Федерации.

Говоря более подробно о том, как именно происходит регулирование этой сферы правоотношения, следует отметить, что подробная регламентация осуществляется с помощью статьи 103 указанного нормативного акта.

Еще одной нормой, которая должна использоваться при регулировании вопроса использования земель запаса, будет являться статья 80 Земельного кодекса Российской Федерации. Эта статья формулирует основные правила формирования фонда перераспределения земель, составленных из земель запаса.

Если говорить о том, как должен производиться перевод земель запаса в любую другую категорию, здесь распространяют свое действие федеральный закон “О переводе земель или земельного участка из одной категории в другую”.

Кроме того, использование земель запаса может регулироваться также и региональным законодательством, если такая возможность предусмотрена на федеральном уровне. В этом случае будет действовать основное правило, согласно которому, в том случае, если использование регионального законодательства будет происходить, такие нормы права не должны противоречить федеральным нормативно-правовым актам.

Что такое земли запаса и какие виды существуют

Статья 103 Земельного Кодекса Российской Федерации дает конкретное определение, что можно считать землями запаса.

Формирование земель запаса происходит из участков, которые были специально выведены из оборота. К этой категории земель будут относиться:

  • Сельскохозяйственные земли, использование которых временно не может осуществляться из-за снижения их плодородия.
  • Кроме того, сюда будут относиться и такие сельскохозяйственные угодья, эксплуатация которых не планируется ввиду отсутствия необходимости в этом (например, в конкретном регионе нет необходимости использовать резервные площади для возделывания сельскохозяйственных культур, так как получаемого урожая вполне хватает и для обеспечения внутренних нужд, и для поставки в другие регионы России).
  • Земли лесного фонда, а также участки, покрытые древесно-кустарниковой растительностью, использование которых либо на данный момент не представляется возможным, либо они находятся в резерве для последующего строительства необходимых для региона крупных объектов промышленности или инженерных сооружений.
  • Земли, на которых находятся естественные водоемы, в использовании которых нет необходимости ввиду их непригодности для иных вариантов эксплуатации, кроме рекреационных.

В целом же, земли запаса могут подразделяться на три основных вида по степени подчиненности ресурса одному из уровней собственности:

  • Федеральные земли (если на них расположены объекты недвижимости федерального значения, а также такие участки, на которых расположены приватизированные объекты недвижимости, которые до прохождения процедуры приватизации находились в федеральной собственности);
  • Земли субъектов Российской Федерации (к ним относятся такие участки, которые были включены в территориальные границы муниципальных образований, находящихся на территории этого субъекта, или включенные в границы непосредственно субъекта, а также те земли, на которых находится недвижимость, принадлежавшая до приватизации субъекту Российской Федерации);
  • Земли муниципальных образований (в эту категорию включаются все остальные территории, не имеющие разделения на федеральный и региональный уровни).

Использование этих земель может производиться только в том случае, если в этом возникла крайняя необходимость, а участки были переведены в другую категорию земель в соответствии с положениями действующего законодательства с учетом возможных целей его использования.

Правила использования земель запаса

Так как земли запаса относятся к особой категории земель, существующих на территории государства, для осуществления их эксплуатации необходимо соблюдать определенные правила, которые могут запрещать или разрешать использования этой категории ресурса.

Так, разрешается использование земель запаса без перевода их в другую категорию в том случае, если:

  • Участок не относится к территории закрытых образований, а имеющиеся на нем природные объекты могут свободно эксплуатироваться людьми в своих интересах (Например, через земли, относящиеся к категории земель запаса, протекает река, в которой ловится щука. Рыбалка в этом случае будет разрешена, так как этот вид рыб не относится к запрещенным для ловли).
  • Еще одним случаем, когда участок может эксплуатироваться даже без перевода его в другую категорию, это использование участка для охоты, а также для прогона скота к месту выпаса без остановки на этом участке.
  • Третьим случаем возможности использования участка, относящегося к землям запаса, без перевода его в иную категорию, будет относиться сбор сухостоя на нем без организации вырубки насаждений, если такой сухостой используется для отопления своего собственного жилья и не направлен на извлечение прибыли.

Порядок использования земель запаса

Как уже говорилось выше, использование земель запаса может осуществляться как с переводом в другую категорию, так и без такового.

Если речь идет об использовании без перевода, то в этом случае осуществление эксплуатации этого ресурса возможно только в трех перечисленных случаях. В остальных придётся переводить земли в другие категории в соответствии с целями их возможного использования.

Перевод земель запаса в другие целевые категории возможен только в исключительных случаях, установленных на уровне федерального законодательства. К таким исключительным случаям будут относиться:

  • Необходимость создания территорий с особым режимом эксплуатации и охраны (например, природные парки или заповедники);
  • Необходимость изменения существующих территориальных границ субъектов Федерации или муниципальных образований, а также выделения новых административных образований;
  • Потребность в осуществлении консервации имеющихся земель ввиду их износа (например, снижения плодородия существующих сельскохозяйственных площадей);
  • Необходимость возведения объектов инженерной инфраструктуры, социально-культурного и бытового назначения (строительство дорог, ресурсоснабжающих предприятий, например, водозаборов, школ или больниц и т.д.);
  • Обеспечение безопасности государства и его границ (строительство новой военной части или комплекса оборонительных сооружений вблизи границ государства);
  • Разработка новых месторождений полезных ископаемых с последующей организацией их добычи.

Порядок перевода земель из категории земель запаса в любую другую определяется Федеральным законом “О переводе земель или земельного участка из одной категории в другую”. В рамках этого закона подробно регламентирован алгоритм осуществления такой процедуры:

  • Первым этапом будет подача соответствующего прошения, именуемого в законе ходатайством, об изменении категории земель. Уровень подачи такого ходатайства определяется уровнем принадлежности земельного участка государству, субъекту или муниципальному образованию (если участок принадлежит государству – прошение подается в Правительство РФ, если субъекту – в исполнительный орган на региональном уровне, муниципальному образованию – в ответственный орган на муниципальном уровне);
  • На втором этапе необходимо подготовить все требуемые документы для подтверждения правомерности просьбы о переводе участка из одной категории в другую (кадастровые документы, а также документы, подтверждающие возможность использования участка в конкретных целях);
  • На третьем этапе, после проведённой проверки, осуществляется вынесение соответствующего постановления о разрешении перевода земли из категории запаса в заявленную или о невозможности такого действия.

В том случае, если перевод был разрешён, решение оформляется соответствующим Постановлением уполномоченного органа с обязательным закреплением новой категории во всех правоустанавливающих документах на участок.

Земли, принадлежащие к категории земель запаса, являются особым объектом в сфере земельных правоотношений, так как до своего перевода в другую категорию не могут эксплуатироваться, а также не могут быть переданы в собственность физическим или юридическим лицам. Однако, если процедура перевода в другую категорию осуществлена, участок может использоваться в зависимости от его нового целевого назначения.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/ispolzovania-zemel-zapasa.html

Земли запаса: правовой режим, какие относятся земли, кто ими распоряжается, когда допускается использование земель запаса, форма собственности

В каком случае допускается использование земель запаса

Земли у нашего государства много, но, как и каждый рачительный хозяин, государство и муниципалитеты в его лице создают себе резервный земельный фонд, который может предоставляться для использования только в самый ответственный момент и только в интересах его граждан. Земли запаса – это и есть резервный земельный фонд государства и муниципалитетов.

Некоторые категории земли на слуху у всех и их названия, которые сами говорят за себя, указывают на направление использования – сельскохозяйственного назначения и земли поселений, производства. А вот на какие нужды разрешается использование земли запаса, не совсем понятно.

Но в любом случае, чтобы начать использовать запасные территории, их надо перевести в категорию разрешённого землепользования. Особенно много неосвоенных площадей в регионах Сибири Дальнего Востока.

Для их освоения действует государственная программа «бесплатный гектар», по которой эти участки передаются в собственность российским гражданам.

Законодательные акты

Порядок распоряжения, назначения категорий и охраны земель запаса прописан в законодательстве:

  • Земельный Кодекс;
  • федеральные и региональные постановления и законы.

В соответствии с нормативной базой использование участков такого типа строго ограничено, передача в частные руки невозможна без назначения категории, а ответственность за их состояние полностью возложена на субъект, на чьей территории этот участок расположен.

На каких правах предоставляются во владение?

При передаче прав на пользование угодьями необходим перевод участка из списка земель запаса в другую соответствующую целевую категорию.

С помощью земель запаса также формируется земельный фонд. Он по первому требованию должен быть предоставлен для расселения беженцев и тех переселенцев, которые вынуждены были покинуть свою страну.

Кроме того, в постоянное пользование выделяются участки под ИЖС для граждан, которые выезжают из региона Крайнего Севера (либо других приравненных к нему регионов местности). В подобных случаях земельные угодья предоставляют гражданам абсолютно бесплатно.

Что относится к землям запаса

В список территорий, не подлежащих передаче в частные руки, попадают:

  1. расположенные на далёком расстоянии от городов, сёл, производств и сельскохозяйственных угодий;
  2. выведенные из оборота сельхоз земли ввиду истощения их ресурсов;
  3. зарезервированные земли лесного фонда для строительства промышленных объектов;
  4. непригодные к использованию водоёмы;
  5. непригодные в данный момент для использования леса.

Земля – важнейший ресурс для государства, поэтому часть фонда оно оставляет в запасе, чтобы освоение пространства не было хаотичным и безнадзорным. Освоение этих территорий возможно только в случае крайней необходимости.

Охрана земель

Любые участки земли в разных целевых категориях всегда охраняются государством, которым были разработаны местные, региональные и федеральные программы с комплексом действий по охране земель запаса, направленные на сохранение качества земель.

К таким мероприятиям относятся:

  • действия по сохранности почв и плодородности;
  • защита территории от подтопления, эрозии или иных негативных природных воздействий;
  • предотвращение загрязнения и деградации земель;
  • ликвидация последствий загрязнения;
  • защита сельскохозяйственных угодий от сорных растений;
  • восстановление и улучшение состояния участков;
  • разработка законодательных актов в сфере земельной охраны.

Эффективность охранных мероприятий и оценка состояния территорий проводится с учетом санитарно-гигиенических требований и экологической экспертизы.

При использовании земель для нормальной жизнедеятельности граждан должно соблюдаться обеспечение сохранности экологического состояния земли, использование земли в хозяйственной или производственной деятельности человека и прослеживание за способностью участка быть средством производства.

Для охраны участка земель, все собственники обязаны обеспечивать:

  • охрану почвы и сохранение ее уровня плодородия;
  • защиту территории от зарастания сорными травами и деревьями;
  • защиту почвы от воды или ветра.

При необходимости владелец должен проводить рекультивацию земель, сохранять мелиорацию и ликвидировать возникшие загрязнения. Для оценки состояния земель установлены определенные нормативы на законодательном уровне.

Кто должен тушить пожары на землях запаса? Согласно положениям в ст. 83 Федерального закона № 200-ФЗ, полномочия по тушению пожаров на землях запаса возлагаются на органы государственной власти РФ и должны самостоятельно ими реализовываться.

Средства на полномочия предоставляются из федерального бюджета в виде субвенций. Порядок расходования средств устанавливается Правительством РФ.

В 2020 году пока не предусмотрена ответственность для собственников земли запаса и владельцев сельхозугодий, которые располагаются на этих территориях.

Однако в Госдуму был внесен законопроект, чтобы обязать собственников участков сельскохозяйственного назначения тушить лесные пожары.

Проблема зарастания земель сорняками, кустарниками и деревьями приводит к возгораниям, а владельцы территорий не предпринимают никаких мер по их удалению. За нарушение правил пожарной безопасности им может в будущем грозить административный штраф.

Источник: https://xn--80aajrcjbjmedh4bq.xn--p1ai/zhilishche/ispolzovanie-zemel-zapasa-dopuskaetsya-posle.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.