Совокупность федеральных региональных местных налогов и сборов

Понятие системы налогов и сборов. Структура и принципы построения

Совокупность федеральных региональных местных налогов и сборов

Система налогов и сборов (не путать с налоговой системой!) — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Ст. 12 НК РФ устанавливает следующие виды налогов и сборов в РФ:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (при отсутствии специальных налоговых режимов, п. 7 ст. 12).

К федеральным налогам и сборам относятся:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц;
  4. налог на прибыль организаций;
  5. налог на добычу полезных ископаемых;
  6. водный налог;
  7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  8. государственная пошлина.

Региональные налоги

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (при отсутствии специальных налоговых режимов, п. 7 ст. 12).

К региональным налогам относятся:

  1. налог на имущество организаций;
  2. налог на игорный бизнес;
  3. транспортный налог.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ;
  • могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Местные налоги

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (при отсутствии специальных налоговых режимов, п. 7 ст. 12).

К местным налогам относятся:

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 – 15 НК РФ.

Специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ) могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 НК РФ.

К специальным налоговым режимам относятся:

  1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  2. упрощенная система налогообложения;
  3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Принципы построения системы налогов и сборов

  1. единства налоговой системы;
  2. подвижности  (эластичности)  налогообложения;
  3. стабильности налоговой системы;
  4. налогового  федерализма;
  5. гласности;
  6. однократности обложения.

Принцип единства налоговой системы ― не должны устанавливаться налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны.

Кроме того, он предполагает недопустимым установление налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств. Данный принцип закреплен в ст. 3 НК.

Принцип  подвижности  (эластичности)  налогообложения  за­ключается в том, что некото­рые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции.

Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что,   несмотря  на  определенную   подвижность  налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной, кардиналь­ное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Од­ним из атрибутов данного принципа является требование ст. 5 НК о том, что изменения в части установления новых налогов или сбо­ров должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их офици­ального опубликования.

Принцип  налогового  федерализма  следует рассматривать как основной организационный принцип функционирования налоговой  системы страны, наделяющий различные уровни государственного правления налоговыми полномочиями и ответственностью по пово­ду установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности.

Принцип   гласности   основан   на   требовании   обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплатель­щика.

Исходя из этого принципа в ст.

32 НК за налоговыми органами закреплена обязанность бесплатно информировать налогопла­тельщиков о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип однократности обложения базируется на недопущении обложения одного и того же объекта более чем одним налогом.

Другими словами, один и тот же объект должен облагаться только одним налогом и только один раз за определенный законодательством налоговый период. Данный принцип воплощен, в частности, в ст.

38 НК, где сказано, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Следует заметить, что совокупность представленной системы принципов не является общепринятой в теории и практике налого­обложения.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-sistemi-nalogov-i-sborov-struktura-i-printsipi-postroeniya

Вопрос 2 . Классификация налогов РФ. Основные налоги в РФ: федеральные, региональные, местные, их краткая характеристика

Совокупность федеральных региональных местных налогов и сборов

Система налогов и сборов РФ – совокупность взимаемых в нашей стране налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней, взимание предусмотрено российским налоговым законодательством.

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ подразделяются:

1). В зависимости от уровня установления на три вида(Согласно статьи 12. НК РФ )

1. Федеральные – признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. 2. Региональные- признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком 3. Местные – признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Уровень установления Налоги
Федеральные · Налог на добавленную стоимость; · Акцизы; · Налог на доходы физических лиц; · Налог на прибыль организаций; · Налог на добычу полезных ископаемых; · Водный налог; · Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов · Государственная пошлина.
Региональные · Налог на имущество организаций; · Транспортный налог; · Налог на игорный бизнес.
Местные · Земельный налог; · Налог на имущество физических лиц.

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

2) В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

1. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций; налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Реальные – взимаются со стоимости имущества(налоги на имущество как юридических, так и физических лиц ).

– Личные – взимаемыес величины дохода , прибыли (налог на прибыль организаций).

2. Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями.

Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель.

К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.

– Универсальные- взимаемые со всех товаров , работ,услуг (НДС).

– Индивидуальные – взимаемые с определенных товаров , работ , услуг (акцизы).

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты.

Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

3) Разделение налогов в зависимости от их назначения:

1. Общие налоги –устанавливаются в общем порядке и поступают в бюджет в общем порядке . Относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

Целевые

Специальные налоги – устанавливаются для финансирования специальных целевых программ. Имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

· транспортный налог;

· налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

– Чрезвычайные налоги – устанавливаются в связи с чрезвычайными ситуациями.

4) В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

· твердыми;

· процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

5). В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

· включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);

· относимые на издержки обращения и затраты производства;

· относимые на финансовые результаты;

· уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

6) В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

1.Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

2. Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

7). Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Субъект налогообложения Налоги
Налоги, уплачиваемые юридическими лицами · Налог на прибыль; · Налог на имущество организаций.
Налоги, уплачиваемые физическими лицами · Налог на доходы физических лиц; · Налог на имущество физических лиц.
Смешанные налоги · Налог на добавленную стоимость; · Транспортный налог; · Налог на игорный бизнес.

8) Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

· система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;

· упрощенная система налогообложения;

· система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

· система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

9) По объекту обложения:

· – Взимаемые с доходов (ЕНВД)

· – Взимаемые с прибыли (налог на прибыль)

· – Взимаемые с имущества (налог на имущество)

· – Взимаемые операций (действий) (НДС)

Источник: https://infopedia.su/5x2971.html

Налоговая система РФ. Налогообложение на финансовом рынке

Совокупность федеральных региональных местных налогов и сборов

KVAAl | Базовый Экзамен | Глава 12

Налогообложение на финансовом рынке

Налоговая система России – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории России.

  • федеральные, региональные и местные налоги.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

п. 1 ст. 12 Налог. Кодекса РФ

  • законами субъектов Российской Федерации в пределах установленных Налоговым Кодексом.

Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно:

  • нормативо-правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
  • законами субъектов РФв пределах, установленных Кодексом.

п. 2 ст. 53 НК РФ В соответствии с классификацией, указанной в статье 13 Налог Кодекса, к федеральным относятся:

  • НДС;
  • акцизы;
  • налог на доходы физлиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина.
  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на доходы с физических лиц;

В соответствии с классификацией, указанной в статье 13 Налог Кодекса, к федеральным относятся:

  • НДС;
  • акцизы;
  • налог на доходы физлиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина.
  • налог на имущество организаций;
  • транспортный налог.

В статье 14 Налогового Кодекса к региональным относят:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.
  • налог на имущество физических лиц;
  • земельный налог.

К местным относятся (Описано в статье 15):

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.
  • организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов согласно ст. 19 НК признаются:

  • организации,
  • физические лица,

на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

  • получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах;
  • получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
  • представлять свои интересы в отношениях, регулируемых, законодательством о налогах и сборах, лично, либо через своего представителя.

Согласно подпунктам 1, 2 и 6 пункта 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право:

  • получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актах;
  • порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
  • правах и обязанностях налогоплательщиков;
  • полномочиях налог. органов и их должностных лиц;
  • получать формы деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
  • получать от Минфина письменные разъяснения по вопросам применения законодательства;
  • получать от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований информацию по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативо-правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
  • представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством, лично либо через своего представителя.

подп. 1, 2 и 6 п. 1 ст. 21 НК РФ

  • уплачивать законно установленные налоги и сборы;
  • встать на учет в налоговом органе, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;
  • представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно подп. 1, 2 и 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны:

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • встать на учет в налог. органах, если такая обязанность предусмотрена Кодексом;
  • представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством.
  • налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 24 НК прописано опреление Налогового агента. Ими признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

  • правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации;
  • представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты обязаны (п. З ст. 24 НК РФ):

  • правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему России на соответствующие счета Федерального казначейства;
  • письменно сообщать в налог. орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда агенту стало известно о таких обстоятельствах;
  • вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
  • представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.
  • реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Объект налогообложения реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.п. 1 ст. 38 НК РФ

  • стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.п. 1 ст. 53 Налог. Кодекса РФ

  • календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма, подлежащая уплате. Такой период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

п. 1 ст. 55 НК РФ

  • специфические;
  • адвалорные;
  • комбинированные.

В Российской Федерации установлены следующие формы налоговых ставок:

  • специфические;
  • адвалорные;
  • комбинированные.

Определения даны в п. 1 ст. 191 НК РФ

  • налогоплательщиком;
  • налоговым агентом;
  • налоговым органом.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за период, исходя из налоговой базы, ставки и льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или агента.

п. 1, 2 ст. 52 НК РФ

  • по налоговой декларации;
  • по уведомлению;
  • у источника выплаты.

Существуют четыре основных способа уплаты налога:

  • по декларации. На налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих обязательствах. На основании декларации налоговый орган исчисляет налог и вручает извещение о его уплате.
  • у источника дохода. Налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного бухгалтерией организации или предпринимателем, производящим выплату. Налоги, удержанные таким способом, называют также авансовыми, так как налогоплательщик авансирует государство, уплачивая его раньше, чем получил доход.
  • кадастровый способ. Налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества. Особенность уплаты кадастровым способом состоит в том, что, поскольку имущество облагается на основе внешних признаков предполагаемой доходности, момент уплаты никак не связан с моментом получения дохода. При уплате устанавливаются фиксированные сроки взноса.
  • по уведомлению. Возможна в том случае, когда обязанность исчисления суммы налога возложена на налоговые или иные органы государственной власти не являющиеся налоговыми агентами. Обязанность по уплате возникает не ранее даты получения уведомления.
  • денежных взысканий (штрафов).

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных Кодексом.

п. 2 ст. 114 НК РФ

  • организации и индивидуальные предприниматели.

Налогоплательщиками НДС признаются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

п. 1 ст. 143 НК РФ Вопрос:

Источник: https://kvaal.ru/a-fsfr/baz/nalog-fin-rynka/

Налоговая система России: понятие, структура и уровни налогов

Совокупность федеральных региональных местных налогов и сборов

Налоги, которые платим мы, как физические лица, и предприятия, а также всевозможные государственные сборы и пошлины, являются частью более крупной налоговой системы.

Но если Вы поищите в Интернете или полистаете учебники, то поймете, что на данный момент просто-напросто не существует единого определения такого понятия как «налоговая система России». Различные авторы трактуют эти определения по-разному.

В этой статье мы не будем формулировать собственное определение или приводить сравнительный анализ определений других ученых. Здесь изложен основной материал по этой теме, максимально просто и наглядно.

Как было сказано выше, единого общепринятого определения налоговой системы не существует. Но от чего-то отталкиваться нужно, поэтому приведем пару наиболее ясных и четких (немного упрощенных для понятности).

Налоговая система России — совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Или вот еще одно похожее, но все-таки немного иное, определение.

Налоговая система РФ — совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами России и ее субъектов, а также законодательными актами органов местного самоуправления.

Порядок и условия уплаты плательщиками налогов и сборов определяются Налоговым Кодексом РФ (далее НК РФ) и рядом федеральных законов (смотри п. 1 ст. 1 НК РФ). Сама налоговая система России 2020 описана во 2 главе НК РФ. Поэтому, если Вам нужна более подробная информация, лучше обратится к первоисточнику.

В состав налоговой системы РФ включаются налоги (куда также входят акцизы) и сборы (вместе с государственными пошлинами).

Важно, что при этом таможенные пошлины в состав налоговой системы РФ не входят, поскольку целиком и полностью относятся к сфере таможенного регулирования.

Обратите внимание, что налоговая система России — это нечто большее, чем просто совокупность налогов и сборов. Это даже нечто большее, чем «система налогообложения». Дело в том, что налоговая система России включает в свой состав, кроме собственно налогов и сборов, еще и:

  • принципы установления, введения и прекращения местных и региональных налогов;
  • основания и правила возникновения, изменения и прекращения обязанностей тех или иных лиц по уплате налогов и сборов, а также порядок исполнения данных обязанностей;
  • права и обязанности участников отношений, возникающих в системе налогообложения (налогоплательщиков, налоговых органов и пр.);
  • ответственность за нарушение налогового законодательства;
  • формы, виды и методы контроля за соблюдением налогового законодательства;
  • информационная подсистема налоговой системы (извещения, сайт налоговой службы и т. д.).

Основные виды налогов в России

Все налоги и сборы в Российской Федерации подразделяются на три иерархических уровня, на три типа или вида: местные, региональные и федеральные.

Таким образом, формируется своеобразная пирамида, на вершине которой располагаются федеральные налоги, а самым нижним уровнем являются налоги местные.

Классификация налогов в РФ по уровню налоговой системы:

  1. Федеральные налоги и сборы — обязательны к уплате на всей территории России и установлены Налоговым Кодексом РФ.

    То есть такие налоги платят все лица обязанные их платить, вне зависимости от того в каком регионе или городе они проживают (находятся). И, что важно, размер федеральных налогов также одинаков для определенных категорий лиц вне зависимости от места их проживания (нахождения).

    Примерами таких налогов могут быть: НДС, НДФЛ, акцизы и другие (полный перечень приведен ниже);

  2. Региональные налоги и сборы — обязательны к уплате на территории тех или иных субъектов РФ (республик, краев, областей и пр.), и установлены НК РФ и законами самих субъектов.

    При этом в различных субъектах могут действовать разные налоговые ставки, а также сроки и порядок уплаты налогов.

    К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог, а также налог на игорный бизнес;

  3. Местные налоги и сборы — устанавливаются НК РФ и нормативно-правовыми актами отдельных муниципальных образований (таких как сельское поселение, городское поселение, муниципальный район и т. д.) и обязательны к уплате на их территории.

    Местные налоги и сборы включают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, и торговый сбор.

Структура налоговой системы РФ

Таким образом, в России действует трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Также в НК РФ определенны специальные налоговые режимы (такие как, УСН). Они предусматривают особые условия и порядок уплаты налогов, а также полное освобождение от необходимости уплаты отдельных их разновидностей.

Как было сказано выше, система налогов в России подразделяется на три уровня: федеральный, региональный и местный. Рассмотрим их более подробно.

Структура налоговой системы России в 2020 году: три уровня налогов и сборов (федеральные, региональные и местные), а также специальные налоговые режимы

Структура налоговой системы РФ на 2015 год

Три уровня налоговой системы России в 2015 году: федеральные налоги и сборы, региональные и местные

Полный перечень федеральных налогов и сборов на 2020 год (ст. 13 НК РФ):

  • налог на добавленную стоимость (НДС) — основной косвенный налог в Росии, включен в цену товара;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — взимается с доходов получаемых гражданами;
  • налог на прибыль организаций (НПО) — под прибылью здесь понимается разница между доходами и расходами компании;
  • акцизы — к подакцизным товарам относятся: алкоголь, табачная продукция, легковые автомобили, дизельное и бензиновое топливо, и т. д.;
  • водный налог — за пользование водными объектами (реками, морями, прудами, озерами, ледниками и пр.);
  • налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — к полезным ископаемым относятся: нефть, известняк, уголь, руда, алмазы и пр.;
  • сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов — платятся за добытых на охоте (например, медведь, соболь, косуля) или выловленных животных (таких как: рыбы, моллюски, крабы);
  • государственная пошлина — к примеру, за регистрацию ООО или нотариальное удостоверение доверенности;
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) — начисляется на разницу между доходами и расходами от добычи нефти, природного и попутного газа, а также газового конденсата.

Полный список региональных налогов и сборов на 2020 год (ст. 14 НК РФ):

  • налог на имущество организаций — как движимое, так и недвижимое, если оно учитывается в качестве объектов основных средств;
  • транспортный налог — ставка зависит от типа транспортного средства и мощности двигателя;
  • налог на игорный бизнес — в России азартные игры можно проводить только в 5 специальных игровых зонах (расположены в следующих регионах: Алтай, Приморье, Краснодарский край, Калининградская область и Крым), в остальных местах разрешены только букмекерские конторы и тотализаторы.

Перечень всех местных налогов и сборов на 2020 год (ст. 15 НК РФ):

  • налог на имущество физических лиц — такое как квартира, дом;
  • земельный налог — им облагаются владельцы земельных участков;
  • торговый сбор — платеж, взимаемый с объектов торговли.

Кроме того, раньше в структуру налоговой системы РФ входили другие налоги и сборы, ныне отмененные. Например, единый социальный налог (ЕСН), который с 1 января 2010 г. заменен на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.

Отмененные российские налоги

По состоянию на декабрь 2020 года в России отменены следующие, ранее действовавшие, налоги и сборы:

  • единый социальный налог (ЕСН) — отменен с 2010 г.;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы — отменен с 2002 г.;
  • дорожный налог — отменен с 2003 г.;
  • налог с продаж — отменен с 2004 г.;
  • налог на рекламу — отменен с 2005 г.;
  • налог на доходы от капитала — отменен с 2005 г.;
  • налог на наследование или дарение — отменен с 2006 г.;
  • экологический налог;
  • лесной налог;
  • федеральные, региональные и местные лицензионные сборы.

* список далеко не полный, будет дорабатываться и дополняться.

Наряду с различными видами налогов и сборов НК РФ устанавливает шесть специальных налоговых режимов, действующих наряду с основной системой налогообложения (ОСН). Перечислим их.

Специальные налоговые режимы в РФ на 2020 год (ст. 18 НК РФ):

  • упрощенная система налогообложения (УСН) — направлена на снижение налоговой нагрузки на малый бизнес, а также упрощение ведения налогового и бухгалтерского учета;
  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — стимулирующая льгота для с/х производителей;
  • патентная система налогообложения — может применяться ИП занимающимися определенными видами предпринимательской деятельности;
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД) — для отдельных видов деятельности (бытовые услуги, ветеринарные услуги, розничная торговля в магазинах с площадью торгового зала до 150 кв. м. и т. п.), заменяет уплату ряда налогов и сборов, упрощает взаимодействие с налоговой службой;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции — для случаев, когда инвестору предоставляются государством временные исключительные права на поиск, разведку и добычу полезного ископаемого на участке недр;
  • налог на профессиональный доход — новый налоговый режим для самозанятых (т. е. физических лиц и индивидуальных предпринимателей не имеющих работодателя и наемных работников), получающих доход от личной трудовой деятельности (например, косметические услуги на дому, проведение праздников, сдача квартиры в аренду) в сумме не превышающей 2,4 млн. руб. в год.

Последний из перечисленных специальных налоговых режимов (налог на профессиональный доход) был введен в порядке эксперимента и действует с 1 января 2019 года в Москве, Московской области, Калужской области и Татарстане; с 1 января 2020 года еще в ряде субъектов РФ (Санкт-Петербург, Волгоградская область, Башкирия и т. д.), а с 1 июля 2020 года во всех остальных регионах. Эксперимент продлится по 31 декабря 2028 года, затем будет принято решение об отмене или продлении данного налогового режима.

Налоговая ставка для самозанятых установлена в отношении доходов полученных налогоплательщиком при реализации товаров (услуг, работ, имущественных прав) и составляет: 4% — при получении доходов от физических лиц, и 6% — от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Регистрация, расчет и уплата налога производится с помощью официального мобильного приложения ФНС «Мой налог» или его веб-версии. При этом гражданам, встающим на налоговый учет в качестве самозанятых, не нужно регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей.

На этом статью завершаем. Понятие налога, принципы налогообложения, история и тенденции его развития в России и мире — отдельная обширная тема.

Галяутдинов Р.Р.

Статья дополнена и доработана автором 15 дек 2020 г.

© Копирование любых материалов статьи допустимо только при указании прямой индексируемой ссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.

Источник: http://galyautdinov.ru/post/nalogovaya-sistema-rossii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.