Содержание собственности на землю

Содержание

Что включает в себя понятие и содержание права собственности на землю?

Содержание собственности на землю
Право собственности на земельный участок — это комплекс законов и правил.

Акты и принципы управляют отношениями между гражданами, государством и гражданами, муниципалитетами и государством или гражданами касательно использования, распоряжения и владения землёй.

В статье разберем все основные понятия, связанные с правом владения на наделы, что является основанием для возникновения, какие виды собственности существуют.

Основные моменты

Гражданин, обладающий правом собственности на земельный участок, юридически имеет возможность распоряжения в своих интересах, использования и владения этим недвижимым имуществом.

Все действия такого собственника не должны противоречить существующему законодательству или нарушать права других людей.

А также допускать вмешательства посторонних в хозяйственную деятельность человека на собственном участке земли.

Право собственности, в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Конституции РФ, состоит из трёх основных правомочий:

  1. Владение участком — базирующаяся на законодательстве возможность обладания землёй. Подобное владение условно, так как господство владельца ограничивается не перемещаемостью участка. В реальности владение выражается в проведении линий границ надела, установке пограничных знаков, которые будут охраняться законодательством. А также в построении забора, дома и других сооружений. Если любая из построек нарушает действующий нормативно-правовой акт, то она подлежит сносу за счёт виновного лица.
  2. Пользование — это эксплуатация земельного надела в допустимых законодательством пределах для удовлетворения потребностей владельца. Т. е. собственник недвижимости имеет право построить на ней что-то (например, дом, сарай, забор), произвести мелиоративные работы, выращивать овощи и фрукты. При этом хозяйственная деятельность должна организовываться рационально, без ущерба для окружающей среды и ущемления интересов других людей.
  3. Распоряжение — это право продать недвижимое имущество, обменять его на что-то, подарить или завещать. Человек, арендующий участок может всё это сделать только с согласия владельца земли.

Отношения между людьми или государством и гражданами касательно земельных участков регулируются земельным (ЗК) и гражданским (ГК) законодательством.

В ГК РФ прописаны основные принципы, исходя из которых, право на землю появляется или исчезает.

Земельное законодательство регламентирует нюансы оформления прав на участок, прекращение и возникновение права владения землёй.

Источники земельного права:

Понятие владения

данного понятия включает в себя привилегию владеющего распоряжаться имуществом (землёй), использовать его и владеть им.

Это субъективные права человека, имеющего данный конкретный надел в собственности. Собственник может поступать со своим участком так, как ему захочется, но его действия не должны противоречить закону.

Виды владений земельным наделом

В Конституции РФ (пункт 2 статья 9) и Гражданском Кодексе РФ (статьи 209-217) указано, что в России существуют следующие виды:

  • частная (граждан и юрлиц);
  • государственная (участок находится во владении субъекта РФ или относится к федеральной собственности);
  • муниципальная.

В РФ у одного надела может быть один владелец или сразу несколько граждан вправе использовать, распоряжаться и владеть одним и тем же участком.

Причём может быть определено какая конкретно часть надела кому принадлежит. Также возможна общая совместная собственность, при которой какая доля земельного надела кому из владельцев принадлежит неизвестно. То есть, они просто все вместе владеют определенным наделом без определения долей.

Бессрочно (постоянно), согласно статье 39.

9 ЗК РФ, пользоваться участком вправе:

  1. муниципалитеты и госучреждения;
  2. федеральные казённые предприятия;
  3. центры историко-культурного наследия;
  4. органы местного самоуправления и госвласти.

Остальные субъекты хозяйствования и юрлица, которые являлись бессрочными пользователями, обязаны были до 01.01.2004 оформить надел в собственность или арендовать.

Обычным гражданам надел в бессрочное пользование не даётся.

Подробный разбор видов и форм собственности можно изучить в нашей статье.

Основания для возникновения правовладения

Право владения устанавливается в соответствии с ГК РФ, федеральным законодательством и оформляется согласно закону № 218-ФЗ.

Наделы могут стать собственностью следующими путями:

  1. Частной в соответствии со статьями 17 и 18 ГК РФ:
    • мена, дарение, купля-продажа или другая сделка об отчуждении недвижимого имущества (участка);
    • в качестве наследства или в результате реорганизации юрлица (правопреемство);
    • приватизация муниципальной или госсобственности;
    • другие основания в соответствии с пунктом 3 статьи 218.
  2. Госсобственностью согласно статьям ЗК РФ:
    • в результате разграничения госсобственности;
    • на гражданско-правовых основаниях;
    • в соответствии с федеральными нормативно-правовыми актами;
    • благодаря безвозмездной передаче.
  3. Муниципальной:
    • после разграничения госсобственности;
    • благодаря действующим федеральным законам;
    • на основании гражданско-правового законодательства;
    • безвозмездная передача муниципалитету федеральной собственности.

Госрегистрация сделок с земельными наделами осуществляется согласно федеральному законодательству. Частное владение подтверждается свидетельством о госрегистрации или выпиской ЕГРН и появляется сразу же после окончания процедуры оформления участка в собственность.

Об основаниях подробная информация в статье по ссылке.

правомочий

Владение содержит три правомочия:

  • владения — зафиксированная юридически возможность хозяйствования на принадлежащем наделе;
  • пользования — возможность извлекать пользу из своего имущества, закреплённое за владельцем юридически;
  • распоряжения — возможность определения дальнейшей судьбы принадлежащей недвижимости (также фиксируется за владельцем юридически).

При правовладении

Подразумевает фактическое обладание земельным наделом. Именно из этого правомочия берёт начало осуществление двух других — распоряжения и пользования.

Благодаря этому правомочию владелец вправе:

  1. запретить (или ограничить) доступ на свой надел другим людям;
  2. не разрешить осуществлять какую-либо деятельность на своей территории физическим или юрлицам;
  3. обозначить границы надела (построить забор, изгородь).

Владелец обязан использовать землю по целевому назначению. Неиспользование надела на протяжении определённого времени служит основанием для привлечения собственника к ответственности в соответствии с ЗК РФ. В результате участок могут забрать.

Землю, которая находится в госсобственности не обязательно использовать.

При пользовании

Правомочие пользование подразумевает обеспеченное владельцу законодательством право хозяйствования на принадлежащем участке посредством получения дохода или пользы для удовлетворения своих потребностей.

Для юрлиц и отдельных граждан, владеющих земельными участками, правомочие пользования это в то же время обязанность использования имущества. Как должен использоваться участок, прописано в федеральном законодательстве.

Если надел не используется на протяжении трёх лет, либо использование нецелевое, то право на него может быть прекращено (участок отберут). Владелец вправе пользоваться своим имуществом по своему усмотрению, но в границах целевого назначения.

Собственнику позволено:

  • самостоятельное хозяйствование;
  • добыча полезных ископаемых (например, пресной воды, торфа);
  • строить дом и другие сооружения (даже производственные) в соответствии с законодательством;
  • проводить мелиорацию не нарушая природоохранные законы;
  • сеять и сажать сельхозкультуры;
  • сдавать участок в аренду.

При распоряжении

Владельцы недвижимости вправе:

  1. продать,
  2. подарить,
  3. сдать в аренду,
  4. обменять,
  5. передать по наследству
  6. использовать в качестве залога.

Это относится как ко всему участку, так и к его части. Распоряжение участками, находящимися в муниципальной или госсобственности, осуществляется местными органами самоуправления или государственной власти.

Ими издаются правовые акты, в соответствии с которыми происходит предоставление участков или изъятие уже отданной в пользование земли.

Особенности и нюансы

Специфические черты владения землей изложены в ЗК РФ и не противоречат законам, прописанным в ГК РФ.

Особенности права владения земельным наделом:

  • Стать частной собственностью может далеко не любой надел. Список земель, которыми не могут владеть частные лица, содержится в ЗК и ФЗ.
  • Собственник обязательно должен быть правоспособным и дееспособным.
  • Если продаётся дом, то права на землю, на которой он находится, переходят к новому владельцу.
  • Участок автоматически считается госсобственностью, если не принадлежит частному лицу или муниципалитету.

Заключение

Для гражданина право владения земельным наделом ограничивается невозможностью перемещения такого имущества.

Можно возвести забор или построить дом на принадлежащей земле, добыть пресную воду или торф, выращивать сельхозкультуры, сдавать в аренду за деньги. Но все действия владельца надела не должны противоречить действующему природоохранному законодательству, ГК и ЗК.

Подобное имущество, находящееся в собственности, важно использовать в соответствии с целевым назначением.

Неиспользуемый на протяжении трёх лет или используемый не по назначению надел может быть изъят. Принадлежащий земельный участок можно подарить, продать, завещать или использовать как залог.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/oformlenie/pravo-sobstvennosti/ponyatie-i-soderzhanie

Государственная собственность на землю и ее основные виды

Содержание собственности на землю

Право собственности на землю – это одна из основных экономических и правовых категорий в законодательстве России. Земля может принадлежать не только гражданам в частном порядке, но и государству в целом. Об особенностях госземель и пойдет речь далее в статье.

Что такое государственная собственность на земли и к каким участкам она относится?

Как видно из самого названия данной категории, – это право собственности государства на земельные наделы, принадлежащее государственным и муниципальным органам.

В общем виде можно сказать, что государственная собственность распространяется на все те земельные участки, которые не переданы в частную собственность гражданам или организациям.

Помимо этого существует понятие земель, которые изъятые из оборота и ограничены в обороте. В связи с их особым статусом они не могут быть переданы в «частные руки», поэтому принадлежат строго государству.

Виды государственных земель

В силу того, что все наше государство разделено на субъекты РФ, а каждый субъект – на муниципальные образования, собственность на земельные наделы тоже была поделена согласно данному принципу.

О каждом из видов собственности будет рассказано далее.

Федеральная собственность

Сюда включены следующие земли:

  • участки, на которых возведены здания (или сооружения), относящиеся к собственности федеральных органов власти и их структур;
  • земельные наделы, предоставленные госорганам и их представительствам, а также госпредприятиям, для осуществления их деятельности;
  • участки земли, которыми на постоянной основе пользуется Академиями наук и ее подразделения (это правило действует, если земля была передана до вступления в силу актов, регулирующих порядок деятельности таких учреждений);
  • территории земли, переданные на праве аренды предприятию «Российские автомобильные дороги» уполномоченным властным органом.

Региональная собственность

Такой вид собственности возникает, если земельные участки передаются из вышестоящего уровня в распоряжение органов власти соответствующего субъекта РФ.

Это могут быть следующие виды участков.

  • Те земли, на которых расположены недвижимые объекты, принадлежащие органам региональной власти на праве собственности.
  • Территории, переданные с федерального уровня в субъекты РФ, так как на них располагаются предприятия или некоммерческие организации, образованные на уровне региона.
  • Земельные наделы, которые относятся к землям сельхозназначения.
  • Участки, занятые дорогами, коммуникациями и насаждениями, а также водными объектами в целях их защиты негативного воздействия. Это правило не действует в отношении тех земель, которые имеют такой же статус, но уже принадлежат на праве частной собственности отдельным лицам, либо федерации или муниципалитетам.

Такая передача осуществляется на основе и региональных и федеральных норм, поскольку статус таких земель имеет пограничный характер.

Муниципальная собственность

В силу того, что муниципальная ветвь власти не относится к государственной и существует, если можно так сказать, отдельно от всех, за ней закреплены свои земли. Это право муниципалитетов неоспоримо, оно установлено специальными законами.

При разграничении госсобственности на земельные объекты, в распоряжения местных органов власти попадают такие участки:

  • на которых есть здания (или сооружения) во владении муниципалитетов;
  • те, что переданы местным властям, муниципальным предприятиям или некоммерческим структурам, созданным на уровне муниципального образования.

Основания возникновения государственной собственности на землю

Такие основания урегулированы статьями 17 и 18 ЗК РФ, то есть право федеральной или региональной собственности возникает:

  • в силу федерального закона;
  • в результате разграничения госсобственности на землю;
  • при совершении государственным органом федерального уровня или уровня субъекта РФ гражданско-правовой сделки, по которой земельный надел был передан в госсобственность.

Субъекты и объекты государственной собственности на землю

u_note note_color=”#E9F8ED”]Субъекты любого права собственности, будь то частного или государственного – это соответствующие управомоченные лица, которые могут владеть, пользоваться и распоряжаться своими участками земли.[/su_note]

К тому же, они должны обладать признаками праводееспособности.

В случае с госсобственностью субъектами являются:

  • Российская Федерация в целом;
  • каждый отдельный субъект страны.

Именно распоряжением земельными наделами занимаются государственные и региональные органы власти, которые подобными полномочиями наделены законами и другими правовыми актами.

Что касается объектов госсобственности, то, как уже было сказано, для каждого из уровней предусмотрены отдельные виды земель, которыми могут владеть органы власти на федеральном и региональном уровне.

Кроме того, каждый участок, являющийся объектом госсобственности, должен иметь следующие параметры:

  • Индивидуальные характеристики. Сюда включаются такие сведения, как кадастровый номер, расположение, а также определенные границы, площадь, целевое назначение и вид разрешенного использования.
  • Качественные характеристики земельного надела или его доли.
  • Кадастровая оценка – то есть стоимость надела по кадастру.
  • Оборотоспособность (участок не должен быть ограничен в обороте или изъят из оборота).
  • Делимость, то есть участок должен иметь способность быть разделенным на несколько новых земельных объектов.

Как происходит образование земельных участков из земель государственной собственности

Образование нового надела может быть несколькими способами:

  • объединение нескольких участков земли в один;
  • разделение одной земельной площади на несколько новых участков;
  • выделение нового земельного надела (для земель муниципалитетов).

Процедура образования нового участка земли может начаться только в связи с принятием постановления регионального или местного органа власти.

Кроме того, без проекта межевания НЕ может быть произведено образование участков:

  • из земель, относящихся к собственности организаций на некоммерческой основе;
  • земельных наделов, которыми граждане пользуются долгое время на праве пожизненного наследуемого владения (переданные по распоряжению администрации);
  • из земель, входящих в состав площадей под жилищную застройку;
  • из тех земель, которые расположены в пределах застроенной территории.

Помимо проекта межевания необходимы и другие документы для образования нового земельного участка из госземель. Например, правоустанавливающие документы, сведения об участке из ЕГРН в виде выписки и т.п.

После проведения межевых работ и составления итогового документа, в котором отражены границы нового земельного участка, данные о нем вносятся Росреестром в ЕГРН.

Процедура и особенности передачи земли из федеральной в муниципальную собственность

Земельные участки, которыми распоряжаются федеральные органы власти, могут передаваться муниципалитетам в собственность на безвозмездной основе.

Весь процесс передачи состоит из нескольких этапов, о которых далее пойдет речь:

  • Подача стандартного заявления. Оно имеет унифицированную письменную форму и составляется главой муниципалитета. Подается такая заявка в распорядительный орган федеральной власти, который является владельцем интересующей земли. В составляемом документе обязательно должны быть: кадастровый номер участка (если он поставлен на учет), реквизиты собственника и изложена суть вопроса.
  • К заявлению нужно приложить кадастровый план (если участок земли учтен), схему расположения земли, если межевание отсутствует. Как гласит п. 4 ст. 39.31 ЗК РФ, иные документы у заявителя требовать не могут.
  • В течение тридцати дней с момента подачи заявления, оно рассматривается федеральным органом власти, а затем принимается решение: о передачи земли в распоряжение муниципалитета или об отказе в этом. В связи с одним из принятых решений составляется соответствующий акт за подписью уполномоченного лица федерального органа.
  • При составлении отрицательного акта, госорган обязательно должен указать причины, по которым отказывается в переводе земли в собственность местной власти.
  • После принятого решение федеральный собственник направляет о нем уведомление в Федеральный фонд содействия жилстроительству.

Отказ в переводе земли может быть вынесен в ряде законодательно установленных случаев:

  • Если земля принадлежит к одной из групп земельных наделов, которые нельзя передать в муниципалитет.
  • Когда в заявлении отсутствует кадастровый номер, межевой проект или схема расположения участка (когда образуется новый участок).
  • Когда схема расположения надела не утверждена.
  • Если участок уже принадлежит на праве собственности госпредприятию или одной из иных организаций, перечисленных в пп. 4 п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, и нет оснований для прекращения в отношении него данного права.

Если планируется преобразование участка, то межевой проект или схема на него утверждается одновременно с принятием решения о переводе земли (несмотря на то, что на момент подачи заявления эти документы отсутствовали).

Из всего вышесказанного важно знать следующие моменты.

  1. в России установлено разграничение госсобственности на федеральную, региональную и местную (как отдельный элемент).
  2. Земли из государственной собственности могут передаваться в частные руки или муниципалитетам.
  3. Для каждого из видов госсобственности установлены свои перечни участков, которые отнесены к каждому из уровней власти.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/gosudarstvennaya.html

права собственности на землю. Ограничение правомочий собственника и их социальная природа

Содержание собственности на землю

права собственности на землю составляют правомочия владения, пользования, распоряжения (ст. 209 ГК РФ):

    1. правомочие владения – возможность фактического обладания собственником принадлежащим ему имуществом;
    2. правомочие пользования – возможность потребления (присвоения) собственником полезных свойств имущества;
    3. правомочие распоряжения – возможность определения собственником юридической судьбы имущества (его отчуждения, передачи в пользование другим лицам, пользования самим собственником и т.д.).

Иными словами, собственник вправе самостоятельно совершать сделки относительно своего имущества, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам либо передавать им права владения или пользования, оставаясь при этом собственником.

Все три правомочия имеют ясно выраженный физический и юридический аспект. Общие права собственников земли закреплены, кроме указанной статьи ГК РФ, и в ст. 40 ЗК РФ (Права собственников земельных участков на использование земельных участков).

Ст. 209 ГК РФ в частности определяет следующие права собственника:

    • отчуждать свое имущество в собственность другим лицам;
    • передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом;
    • отдавать имущество в залог и обременять его другими способами;
    • распоряжаться имуществом иным образом.

Ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право:

    1. использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    2. возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
    3. проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
    4. осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Кроме того, собственник земельного участка имеет право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование.

Ограничение правомочий собственника и их социальная природа

Ограничение права представляет собой определенные затруднения, стеснения, сдерживания в осуществлении конкретного субъективного права.

Ограничения права указывают на те действия, от совершения которых, субъект вещного права должен воздерживаться с целью обеспечения прав и законных интересов третьих лиц в случаях, прямо указанных в законе.

Право собственности, как и иные вещные права лиц, не являющихся собственниками земельных участков, в равной мере могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты

    • основ конституционного строя;
    • обеспечения обороны страны и безопасности государства;
    • нравственности, здоровья;
    • прав и законных интересов других лиц.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (статья 129 ГК РФ).

Ограничения права собственности на земельные участки являются неотъемлемой составной частью содержания института права собственности и не выходят за его пределы.

Ст. 56 ЗК РФ допускает установление следующих ограничений прав на землю:

    1. особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
    2. особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
    3. условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
    4. иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок:

    • актами исполнительных органов государственной власти,
    • актами органов местного самоуправления,
    • решением суда или
    • в порядке, предусмотренном ЗК РФ для охранных зон.

Ограничения прав на землю подлежит государственной регистрации (в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами) и сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

Ст. 56.1 ЗК РФ предусматривает ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/soderzhanie-prava-sobstvennosti-na-zemliu-ogranichenie-pravomochiy-sobstvennika-i-ich-sotsialnaya-priroda

Особенности содержания права собственности на землю

Содержание собственности на землю

особенности содержания права собственности на землю peculiarities of the content of proprietary right on the land

УДК 347.235

Р.Н. ШАЛАЙКИН,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России)

R.N. SHALAYKIN,

the candidate of jurisprudence, the Belgorod Law Institute of the Ministry of Inter-nal Affairs in Russia, Belgorod.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением правомочий, составляющих содержание права собственности одного из важнейших объектов гражданских правоотношений – земли и земельных участков. Собственникам земельных участков принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, совокупность которых и составляет содержание права собственности.

Ключевые слова: Земля, земельный участок, содержание права собственности, правомочие, владение, пользование, распоряжение, собственность, гражданское законодательство, земельное законодательство.

Abstract: The article deals with questions connected with determination of legal au-thorities constituting the content of proprietary right of one of the major objects in civil legal relationship

– the land and land plots. Proprietors of the land plots have rights of possession, using, and disposing the property which aggregation consti-tutes the content of proprietary right.

Key words: The land, the land plot, the content of proprietary right, legal authority, possession, using, disposing, the property, civil legislation, land legislation.

Одним из важнейших объектов прав собственности является земля и земельные участки, объясняется это прежде всего включением земли в сферу гражданского оборота и введением частной собственности на нее в современной России, что вызвало необходимость использования гражданско-правовых элементов при регулировании земельных отношений, расширилось поле правовой деятельности за счет появления новых общественных отношений, обусловленных развитием рыночных связей. Правовое регулирование находит свое отражение в нормах Г ражданского, Земельного кодексов РФ и других законодательных актов.

В характеристике права собственности

на землю большое значение имеет определение правомочий собственника земли.

Традиционным для российского законодательства является определение их посредством «триады», впервые получившей закрепление в 1832 году в Своде Законов Российской Империи (ст.420 т.Х, ч.1) [1, с.

50] и характеризующей правомочия по владению, пользованию и распоряжению, совокупность которых и составляет содержание права собственности. Этой же «триады» придерживается и действующий Гражданский кодекс РФ.

Первым из правомочий является право владения. Право владения землей можно определить как основанную на законе возмож-

ность фактического обладания земельным участком или определенной частью земельного фонда России. Владеть землей может и не собственник, но только в соответствии с законом. В противном случае владение землей будет считаться самовольным, за что по земельному законодательству может применяться юридическая ответственность.

«В отличие от владения обычным имуществом, которое собственник может переместить в нужное для него место, владение землей представляет собой определенную условность, поскольку земля неперемещае-ма и господство на ней ограниченно» [2, с. 38]. Так, владение землей осуществляется путем перенесения в натуру проектов землеустройства с закреплением границ земельного участка на местности (в натуре).

Правомочия владения землей реализуются не только путем отвода участка в натуре, на местности, но и в соответствующей землеустроительной документации.

В натуре (на местности) право владения объективно проявляется лишь в возведении межевых линий и пограничных знаков, охраняемых законом, в возведении заборов, строений и сооружений, которые в случае неправомерного возведения подлежат сносу за счет виновных лиц.

Второе правомочие землевладельца – это право пользования. Право пользования землей – это допустимая законом возможность хозяйственной эксплуатации земли, извлечения из нее полезных свойств и получения доходов от ее использования.

В соответствии со ст. 40 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков имеют право использовать для собственных нужд в установленном законом порядке не только поверхность земельного участка и почвенный покров, но и имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы.

Однако собственник земельного участка не располагает абсолютной свободой в выборе способов и направлений использования своего участка:

во-первых, по российскому законодательству земля должна использоваться в соответствии с ее целевым назначением, определяемым принадлежностью к той или иной категории земель, и разрешенным использованием;

во-вторых, использование земель должно осуществляться способами, которые не должны наносить вред окружающей среде,

в том числе земле как природному объекту [3, с. 40].

И, наконец, третье правомочие – право распоряжения землей. Право распоряжения землей – допустимая законом возможность определять юридическую судьбу земельного участка.

Собственник вправе отчуждать земельный участок в собственность другим лицам (дарить, продавать, обменивать, завещать, передавать в качестве взноса в уставной капитал коммерческих организаций и т.д.), передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения участком, отдавать его в залог и т.д.

В отдельных случаях правомочия собственника по распоряжению земельным участком ограничены законом. Так, статьей 27 ЗК РФ установлен перечень изъятых из оборота земельных участков, статьей 37 предусмотрены особые требования к процедуре заключения договоров купли-продажи земельных участков.

Распоряжение землей может выражаться в трех основных формах:

– изменение фактического состояния земельного участка, которое влечет за собой изменение его юридического статуса. Например, освоение земельного участка под огороды влечет за собой присвоение этому участку положения сельскохозяйственного угодья;

– изменение правового режима земель;

– изменение в составе лиц, являющихся собственниками земельных участков.

Несмотря на то, что содержание права собственности, закрепленное в Гражданском кодексе РФ, исчерпывается «триадой правомочий», в теории права встречаются попытки расширить этот перечень ссылкой на особый субъектный состав – государство.

Впервые в советской теории права в условиях исключительной государственной собственности на землю, опираясь на утверждение, что «цивилистические правомочия по владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом не исчерпывают собой всего содержания права собственности» [4, с. 235], А.В.

Павлов сконструировал четвертое правомочие государства-собственника

– правомочие управления [5, с. 23].

Оригинальную точку зрения выдвинул А.В. Венедиктов, считавший, что управление является как бы содержанием права государственной собственности, а распоряжение, владение и пользование – формой такого содержания [6, с. 148]. «Однако в данном случае наблюдается подмена

правомочий государства как собственника управлением. Кроме того, если управление является содержанием права собственности, а пользование, владение и распоряжение – лишь формами осуществления этого содержания, то выходит, что управление не имеет своей самостоятельной формы, а владение, пользование и распоряжение

– бессодержательны» [7, с. 112].

В теории права преобладает мнение, что право собственности предоставляет одинаковые возможности всем своим субъектам.

Однако следует отметить, что объект и субъект права собственности оказывают влияние на содержание и осуществление правомочий права собственности.

Бесспорно, что содержание права собственности, независимо от его субъекта, представляет собой совокупность правомочий владения, пользования и распоряжения. Однако объем и содержание правомочий могут быть различными.

На основании изложенного можно сделать определенные выводы, в частности, что в Российской Федерации в равной степени признается право собственности на землю государства (Российская Федерации), субъектов Федерации, муниципальных образований, юридических и физических лиц. Государство в земельных отношениях выступает в качестве субъекта государственной власти и в качестве собственника земельных участков. От имени государства правомочия собственника осуществляют органы государственной власти в пределах их компетенции.

Муниципальная собственность не является государственной. К ней относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Собственникам земельных участков принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, совокупность которых и составляет содержание права собственности.

В отличие от владения обычным имуществом, владение землей представляет собой определенную условность, поскольку земля неперемещаема и господство на ней ограниченно.

Владение землей осуществляется путем перенесения в натуру проектов землеустройства с закреплением границ земельного участка на местности (в натуре).

По российскому законодательству собственник земельного участка не располагает абсолютной свободой в отношении использования своего участка: земля должна использоваться в соответствии с ее целевым назначением, использование земель должно осуществляться способами, которые не должны наносить вред окружающей среде.

Собственник вправе в любой форме отчуждать земельный участок в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения участком, отдавать его в залог и т.д. Иногда правомочия собственника по распоряжению земельным участком ограничены законом (например, ограничение оборотоспособности).

Литература:

1. КамышанскиВ, В. П. Право собственности: пределы и ограничения I В. П. Камышанский. – М., 2000.

2. Баринова, Ю. Е. Вещные права – самостоятельная категория? I Ю. Е. Баринова II Хозяйство и право. 2002. № 7.

3. Земельное право в вопросах и ответах : учебное пособие I под ред. С. А. Боголюбова. – М., 2003.

4. Карасе, А. В. Право государственной социалистической собственности I А. В. Карасс. – М., 1954.

5. Павлов, А. В. Конспект курса земельно-колхозного права I А. В. Павлов. – М., 1938.

6. Венедиктов, А. В. Государственная социалистическая собственность I А. В. Венедиктов. – М., 1948.

7. Прохорова, Н. А. права государственной собственности на землю по Земельному кодексу РФ I

Н. А. Прохорова II Журнал российского права. 2003. № 8 (80).

References

1. Kamyshansky V.P. Proprietary Right: limits and restrictions. M, 2000. p. 50.

2. Barinov E. Things Rights – an Independent Category?//The Economy and Law. 2002. № 7. p. 38.

3. Land Law in questions and answers: The Textbook / Under the editorship of S.A. Bogolyubov. M, 2003. p. 40.

4. Karass A.V. The Right of the State Socialist Property. M, 1954. p. 235.

5. Pavlov A.V. The Abstract of Course of the Land Collective-Farm Right. M, 1938. p. 23.

6. Venedictov A.V. State Socialist Property. M, 1948. p. 148.

7. Prokhorova N.A. The Content of State Property to the land under the Land Code of the Russian Federation//The Russian Law Magazine. 2003. № 8 (80). p. 112.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-soderzhaniya-prava-sobstvennosti-na-zemlyu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.