Содержание прилегающей территории к земельному участку

Содержание

Блог

Содержание прилегающей территории к земельному участку

В предыдущей части мы дошли до следующих вопросов:

  • Каково содержание понятия «лицо, ответственное за эксплуатацию здания»?
  • Можно ли приравнять «участие в содержании» к «обязанности по содержанию»?
  • Каков объём «участия в содержании» прилегающей территории (ПТ)?

Снова берёмся за Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) и находим ч. 1 ст. 55.25:

«В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо».

Как видим, по общему правилу лицом, ответственным за эксплуатацию здания, является:

  • собственник здания;
  • законный владелец здания (любое право: аренда, ХВ, ОУ);
  • привлечённое на основании договора в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания иное лицо.

Таким образом, проведено разграничение ответственности за ненадлежащую эксплуатацию здания: если собственник нанял по договору иное лицо, то оно и несёт ответственность.

Но и здесь есть тонкость; в Определении от 28.02.2017 г. № 461-О КС РФ указал, что положения ст. 55.25 ГрК РФ, рассматриваемые во взаимосвязи с положениями ст.

209 и 210 ГК РФ, не означают снятия с собственника здания бремени содержания принадлежащего ему имущества и что ГрК РФ не регулирует правоотношения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора) за соблюдением иного отраслевого законодательства, и не определяет лиц, в отношении которых могут проводиться мероприятия такого государственного контроля (надзора).

А что такое «безопасная эксплуатация здания» (БЭ)? Прямого определения в ГрК РФ не имеется, но из положений ст. 55.24 ГрК РФ, можно выделить признаки БЭ:

  • эксплуатация в соответствии с разрешённым использованием (ч. 1);
  • эксплуатация в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, НПА РФ, НПА субъектов РФ и муниципальных правовых актов (ч. 5).

Из ч. 6 ст. 55.24 ГрК РФ, можно сделать вывод о том, что для достижения БЭ необходимо обеспечить:

  • техническое обслуживание (содержание ТО раскрыто в ч. 8);
  • эксплуатационный контроль (содержание ЭК раскрыто в ч. 7);
  • текущий ремонт.

По сути ТО и ЭК управляющим организациям давно знакомо по Правилам № 491, по Минимальному перечню № 290, Правилам № 170 Госстроя и т.д. А ч. 10 ст. 55.24 ГрК РФ прямо указывает, что эксплуатация МКД осуществляется с учётом требований жилищного законодательства.

Кто может быть нанят для БЭ МКД по договору?

  • управляющие организации, которые осуществляют деятельность по управлению МКД на основании договора управления (ст. 162 ЖК РФ);
  • при «непосреде» – организации, работающие на основании договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту ОИ МКД (ст. 164 ЖК РФ).

А какова цель упомянутого в ч. 1 ст. 55.25 договора? Цель – именно безопасная эксплуатация. С учётом положений ч.ч. 1, 1.1 ст. 161 ЖК РФ, можно сказать, что управляющие организации обеспечивают БЭ в рамках договора управления, обеспечивая благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание ОИ в МКД и т.д.

Поскольку в отношении эксплуатации МКД действует жилищное законодательство (специальное), можем сказать, что БЭ любого МКД нанятым лицом обеспечивается одним из двух договоров – ДУ (ст. 162 ЖК РФ) или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту ОИ МКД (ст. 164 ЖК РФ), ибо других договоров законом не предусмотрено.

ТСЖ не выбиваются из предлагаемой нами логики, поскольку как юридические лица в силу ч. 2.2 ст.

161 ЖК РФ несут ответственность за содержание ОИ в МКД в соответствии с требованиями технических регламентов и правил содержания ОИ в МКД, то есть обеспечивают ровно то же самое – БЭ МКД. И это укладывается в логику ч. 1 ст. 55.

25 ГрК РФ («В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом» – а ТСЖ это и не собственник, и не нанятое по договору лицо).

Как видим, ст. 55.24 ГрК РФ в совокупности ч. 1 ст. 55.25 ГрК РФ говорят о публичной обязанности указанного законом лица обеспечить безопасную эксплуатацию своего имущества, поскольку право собственности подразумевает бремя содержания имущества.

А что не так с ч. 9 ст. 55.25 ГрК РФ? Во-первых, эта норма установила публичную обязанность в отношении чужого имущества, не принадлежащего лицу, ответственному за БЭ здания.

Высшие судебные инстанции неоднократно подчёркивали, что случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся его собственником, могут быть установлены лишь федеральными законами или договором (Определение Верховного Суда РФ от 17.04.2018 г. № 50-КГ18-6).

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/sudebnaya-praktika/prilegayushchaya-territoriya-chast-vtoraya-postaraytes-dochitat-do-kontsa/

Что такое прилегающая территория к дому?

Содержание прилегающей территории к земельному участку

Такого четкого определения, как прилегающая территория к частному дому, в законах РФ нет.

Но под ним понимается, что это земельный участок, который находится возле частного домостроения, которым хозяин дома может пользоваться, имеет право оформить в собственность, ухаживать и др.

Многие собственники сталкиваются с проблемой содержания такой территории, не знают, сколько метров прилегающей территории к частному дому за забором можно приватизировать, как правильно распоряжаться этой землей и ухаживать за ней.

Общие понятия

Под прилегающей территорией к дому понимается земельный участок, которым владелец жилой недвижимости пользуется и который обслуживается им же.

Такая территория может находиться как в собственности гражданина, на чью фамилию оформлен дом, так и быть арендованной или вообще быть бесхозной. Однако независимо от того, кто владеет этой землей, на ней можно поставить забор.

Важно определить, что такое прилегающая территория к зданию:

  1. Это земельный надел, который находится во владении и пользовании хозяина жилого дома. Придомовая территория, которая расположена внутри забора, используется владельцем для ведения хозяйства внутри принадлежащего ему участка.
  2. Если земля находится за забором, то в большинстве случаев ее собственником является местный орган власти. В некоторых ситуациях такая земля может оказаться ничейной, а иногда ею даже могут владеть несколько граждан.

Пользоваться прилегающей территорией к забору в 2021 году могут те граждане, которые смогут доказать, что нуждаются в ней. Например, собственнику необходима эта территория, чтобы осуществлять перевозку груза, въезжать в дом на автомобиле и др.

Просто переставить забор и расширить границы прилегающей территории без нарушения общего права соседей нельзя. Необходимо документально оформить дополнительную территорию в собственность.

Площадь прилегающей территории по закону

В законах нигде не указано, сколько метров должна быть прилегающая к зданию территория. Квадратура земельного надела, примыкающего к дому, зависит от территории частного дома и приватизированного или арендованного земельного участка, принадлежащего собственнику.

Также размер прилегающего участка зависит и от других факторов, таких как:

  • количество зарегистрированных в частном доме лиц;
  • требования соседей к свободному доступу до транспортных и инженерных линий;
  • наличие построек вблизи прилегающей территории;
  • наличие озеленения и др.

Чтобы определить, как увеличить земельный участок за счет прилегающей территории, необходимо пройти ряд этапов:

  1. Составить план границы участка. Обозначить на нем придомовую местность, находящуюся в собственности муниципалитета.
  2. Удостовериться в том, что присвоение прилегающей территории не нарушает прав соседей.
  3. Подать заявление в муниципалитет об оформлении права собственности на прилегающую территорию.
  4. Если участок не принадлежит муниципалитету, тогда собственник дома должен подать заявление в муниципалитет о возможной приватизации территории. К заявлению представить доказательства того, что территория является бесхозной.
  5. В течение 3 недель заявителю должен быть предоставлен ответ. При положительном решении уполномоченный орган инициирует проведение кадастровых работ по вопросу расширения территории.
  6. Заявитель должен обратиться к кадастровому инженеру, чтобы тот подготовит проект соглашения о присоединении земельного участка.
  7. После подписания договора собственнику нужно обратиться в Росреестр и зарегистрировать право собственности на расширенное землевладение.

Аренда прилегающей к дому территории

Прилегающую территорию к частному дому в 2021 году можно не только оформить в качестве собственности, но и взять ее в аренду у государства.

Для этого нужно:

  1. Подать заявление о предоставлении участка в аренду, отправившись в местный муниципалитет.
  2. Получив одобрительное решение, заключить договор с местными органами власти на аренду земли. Пользование участком подразумевает ежемесячную выплату арендатором определенной суммы в государственную казну.

Не всегда в муниципалитете дают добро на взятие участка в аренду. В некоторых ситуациях заявителю могут отказать:

  • если на прилегающей земле проходят важные коммуникации;
  • если при передаче в аренду территории будет значительно уменьшена ширина уличного пространства;
  • если земля имеет историческое и/или культурное значение для города/поселения;
  • если на участок претендуют другие граждане.

Прилегающая территория к МКД

Границы придомовой территории определяются законодательством, а также нормативными актами. В государственном кадастровом учете указаны пределы земельной территории многоквартирного дома. Туда могут входить разные объекты, детские площадки, дороги, участки озеленения, гаражи, автостоянки и др.

Многие жильцы не знают, какие конкретно границы придомового участка установлены законом. При выяснении размеров прилегающей территории к многоквартирному дому, нужно исходить из размера участка по проекту, выделенного в границах для строительства.

Чтобы выяснить размер территории, следует обратиться к государственному кадастровому инженеру, который сможет выдать специальную выписку. Специалист должен представить гражданам документы на землю и на ее владельца.

Возможно 2 варианта:

  1. Прилегающая к частному дому территория принадлежит муниципалитету, но собственники квартир в МКД могут ею пользоваться.
  2. Некоторые собственники могут выкупить часть земельного участка, который считается прилегающей территорией.

Какое расстояние от забора является прилегающей территорией?

При составлении плана земельного участка учитывается площадь, находящаяся в собственности гражданина. Прилегающей территорией считается расстояние в 1,5 м от внешней части забора. Именно это расстояние и считается придомовой территорией.

Чья обязанность делать уборку прилегающей территории?

Если территория является собственностью муниципалитета, то осуществлять уборку территории должен он. Если же прилегающий участок собственник оформил в свою собственность или взял его в аренду у местных органов власти, тогда осуществлять уборку этой территории должен он.

Благоустройство участка, прилегающего к дому, подразумевает выполнения ряда мероприятий:

  • уборка мусора, его вывоз – бытовые отходы должны помещаться в металлические мусоросборники максимальным объемом в 100 л. Летом и весной нужно окрашивать мусоросборники;
  • уход за зелеными насаждениями, высадка кустарников, деревьев, цветов. Сжигать мусор любого вида на прилегающей территории запрещено. Не рекомендуется высаживать на примыкающем к дому участке тополь, шелковицу и другие деревья, которые могут засорить участок;
  • установка лавочек, скамеек, беседок, арок и т. п.;
  • удобрение земли, завоз новой земли;
  • создание фонтана, водоема и др.

Могу ли я сделать невысокий забор в четырех метрах от калитки?

Если территория, на которой вы хотите поставить ограждение, не входит в границы вашего участка, тогда запрещено будет делать забор, поскольку это уже будет самозахват.

За самовольное использование земельного участка, принадлежащего муниципалитету или являющегося бесхозным, предусмотрена ответственность (согласно ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ) в виде штрафа в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости участка, но не меньше 5 тыс. руб.

Территория, примыкающая к частному дому, может быть как собственностью муниципалитета, так и собственника дома либо же и вовсе быть ничейной.

Если хозяин дома хочет оформить бесхозный участок на себя, тогда ему нужно обратиться в муниципалитет. То же действие нужно произвести, если он хочет выкупить участок у государства либо взять его в аренду. Следует помнить, что обязательным условием для использования прилегающей территории является уход за ней.

Источник: http://expert-home.net/prilegayushhaya-territoriya-k-chastnomu-domu/

Придомовая территория

Содержание прилегающей территории к земельному участку

Придомовая территория частного дома понятна практически всем, а вот для многоэтажек такие земельные участки остаются загадкой. Сколько метров от дома, и кто несет ответственность за использование и содержание придомовых земель?

В нашем законодательстве четко прописанных оговорок об этой территории нет. Но правовое урегулирование прописано в разных статьях законов о земле.

  • В гражданском кодексе все здания связаны неразрывно с участками земли, на которых построены. Плюс учитываются все постройки на прилегающих земельных территориях, требующиеся для обслуживания и использования дома.
  •  Жилищный кодекс регламентирует права всех жильцов многоквартирного дома на придомовую территорию. К общему владению жителей относится дворовый участок и все, что находится в пределах двора: клумбы, зеленые посадки, трансформаторные будки, стоянки, игровые площадки.
  •  Градостроительный кодекс определяет площади придомовых территорий. Они, как любые земельные наделы имеют четкие границы документально зафиксированные. Единого стандарта размеров таких участков нет.

Каждый случай индивидуальный. При определении размеров и границ отталкиваются от квадратуры жилых помещений, определенной доли земли, приходящейся на 1 кв.м. жилья, число этажей.

При расчете выделенных соток учитывается густота застроек, природные условия района, размещение многоквартирного дома по отношению к другим зданиям. Факторов, влияющих на конечное решение множество.

Если при сдаче дома в эксплуатацию прилегающая земля была оформлена правильно, то сведения о ней можно узнать в едином кадастре. В нем прописаны точные границы участка расположение, форма и размер. Однако застройщики редко оформляют землю, поэтому установить границы и правила пользования невозможно.

На вопрос кто должен благоустраивать и убирать дворовую территорию ответ прост?

Чья земля тот и несет ответственность. Если придомовая территория оформлена по всем правилам, ответственны за ее содержание жильцы многоквартирного дома, ТСЖ или управляющая компания.

Расходы на содержание обще домового имущества, в том числе земель делится на каждого проживающего, пропорционально площади квартиры. Без соответствующего оформления земля находится во владении муниципальных властей. Все вопросы по содержанию решает муниципалитет. По закону должны соблюдаться санитарные нормы состояния дворов, но ответственных за это людей зачастую найти сложно.

Если участок закреплен за жителями, то решения по его использованию и благоустройстве может решаться на обще домовых собраниях. На них договариваются о строительстве гаражей, стоянок, детских площадок, обустройстве клумб и цветников. Можно обсудить сдачу участка в аренду иным лицам за оплату, о чем знают единицы. Во многих двориках землей распоряжаются жильцы первых этажей.

Если у многоэтажки нет оформленной придомовой территории, жильцы могут обратиться в муниципалитет или другой соответствующий орган по вопросу выделения такой территории в общую собственность. Важно знать, что после передачи земли в собственность, жильцы несут обязанности по ее содержанию. Спрос будет со всех.

Люди редко задумываются кому принадлежит земля вокруг их дома, устраивая свалки под окнами, штрафы могут прислать на всех собственников квартир. Не знание правил, своих прав и законов не освобождает от ответственности.

Придомовая территория

Что такое придомовая территория? Когда в нашей стране началась приватизация в 1996 году возникли понятия придомовая территория как обще долевое имущество всех собственников многоэтажки.

Нормативные акты, регламентирующие расположение земли

  1.  Статья 36 Земельного кодекса, где пунктом под номером два идет отсылочные нормы к жилищному кодексу, где сказано, что земли переходят в обще домовую собственность по правилам, которые определяются жилищным законодательством.

  2.  Подробно все прописано не в самом кодексе, а вводном законе к жилищному кодексу, в котором указано, что земельный надел переходит безвозмездно, без аукционно, без конкурсно в обще долевое имущество собственников.

    Выкупать не вкоем случае не надо, государство выделяет в рамках приватизации, по которой были квартиры. Но налоги с этих участков придется платить.

Проект градостроительного межевания

В 2000 годах появилось новое законодательство, кадастровый учет. Орган архитектуры должен размежевать сначала район застройки, и определить к какому из нескольких домов сколько земли полагается. К тому же продумать, где дорожки, где места общего использования для групп домов. Тогда придумали документ – проект градостроительного межевания.

Как узнать было ли межевое дело?

Для этого существует общая база данных, которая находится в департаменте имущества вашего региона, либо в департаменте архитектуры. Но на основании этого не всегда можно оформить землю.

В 2005 году ввели еще одну процедуру, проведение публичных обсуждений. Теперь мало согласования с чиновниками, нужно договариваться со всеми претендентами на участок из других многоэтажек.

Кто в ответе за уборку

Часто возникают вопросы кто должен убирать территорию, ведь даже когда она в плотную примыкает к окнам не всегда является собственностью жильцов. Обычно в собственности не более 10 метров от фасада. В таких случаях есть риск вместо парковки или детской площадки во дворе получить новостройку на вполне законных основаниях.

Здесь нужно точно узнать какая территория находиться в собственности. При необходимости ее расширения собрать документы и обратиться в соответствующий орган.

Для оформления земли не нужно проводить общее собрание и подавать коллективное заявление. Обратиться в земельный департамент может любой человек. Но ТСЖ не платит налогов и несет меньшие траты на содержание придомовой территории, поэтому удобнее организовать ТСЖ.

По обустройству территории есть два нюанса

  1.  Оформление участка в собственность, это небольшая площадь. Чтобы его оформить нужно сделать проект межевания со всеми согласованиями и публичными слушаниями.

    В службе рос реестра кадастровый инженер ставит угловые координаты вашего участка выделенного из общего квартала, проводит кадастрирование.

  2.  Объединение нескольких домов в кооператив или товарищество с целью благоустройства сверх нормативную территорию, например, сквер.

    Вы имеете право взять участок не в аренду, а также в безвозмездное, бессрочное пользование, но на определенных условиях.

Люди должны сами:

  •  Заказать проект благоустройства.
  •  Утвердить в трех инстанциях: управление подземных сооружений, местная власть, архитектура.

После этого выдается документ о бессрочном пользовании земельного участка. Жители будут обязаны его благоустраивать, убирать, ухаживать за ним. Не имеют право устанавливать ограничения в пользовании другим лицам.

Установка ограждений

Будучи собственником задумываешься, что можно сделать. В градостроительном кодексе есть понятия капитальное сооружение и не капитальное.

Если ставить забор высотой два метра является капитальным сооружением. На него нужно брать специальное разрешение у архитекторов и других органах власти. Это достаточно долгая процедура.

Забор 60 см от земли является обычным элементом благоустройства на него никаких разрешений не требуется.
Беседки, скамейки, лесенки, фонтанчики – это все сооружается без спец разрешений.

Обустраивать парковки, в том числе устанавливать шлагбаум можно без разрешений, если через ваш двор нет проезда в другие дворы. Иначе нужно брать разрешение на установку шлагбаума у местных депутатов.

Самовольное расширение территории

Все придомовые участки обязательно регистрируются в соответствующих органах. Если прописанные границы нарушили, может быть выписан штраф или завести уголовное дело в зависимости от тяжести преступления.

Судебные споры в основном возникают между собственниками, управляющими компаниями из-за размеров и границ территорий. В старых домах земли приватизированы, а в современных размеры участков определяется компанией застройщиком на этапе создания проекта постройки. Отсюда позже и возникают земельные споры. В судебном порядке выясняется какие объекты могут возводиться, и кто за них в ответе.

Источник: https://zakon436.ru/pridomovaya-territoriya/

Правовой статус прилегающей территории

Содержание прилегающей территории к земельному участку

       Суть спора, о котором большинство юристов наверняка слышало и который затронул вопрос, до сих пор не урегулированный федеральным законодателем, заключался в следующем.

       ЗАО “Тандер” (тот самый “Магнит”) посчитало, что нормы правил благоустройства г. Брянска (а правила типовые) нарушают их права и возлагают необоснованную обязанность по пресловутой уборке прилегающей территории. Эти нормы признаны несоответствующими ст. 71 Конституции РФ, ст.

210 Гражданского кодекса, ч. 4 ст. 7 и ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Максимально коротко: прилегающая территория – собственность муниципалитета, поэтому в силу ст.

210 ГК РФ бремя ее содержания несет именно он, а в отсутствие федеральной нормы или договора насильно заставить кого-то за ней ухаживать никак нельзя.

На стороне Брянска, кстати, была Генеральная прокуратура, которая после принятия решения судом логичным образом изменила свою позицию и поручила нижестоящим прокурорам “зачищать” местные правила по благоустройству от таких норм.

Ссылочки:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70791918/

https://pravo.ru/court_report/view/116543/

       Следом беда пришла, откуда совсем уж не ждали – свинью подложил Минюст РФ в другом деле, добившись признания недействующими Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству Минстроя (которые, к тому же, обладая признаками нормативно-правового акта, не были зарегистрированы в Минюсте):

http://prokhmao.ru/legal-advice/mo-help/4/?ELEMENT_ID=50061

       Таким образом, ВС РФ широким жестом (и формальным подходом\буквальным толкованием норм права) разрешил довольно давний и довольно тонкий вопрос. Пресечена в том числе и соответствующая административная практика. Но, как известно, у любой медали есть две стороны.

       Фактически использование прилегающих (кроме МКД) территорий – это обычай и сформировался он еще в советские времена (о царской России судить не возьмусь).

В меньшей мере это касается городов, в большей – мелких населенных пунктов, так как в городе на счету каждый клочок земли (да и объем таких прилегающих территорий минимален), а вот в поселениях эта территория довольно обширна и активно используется.

       Гражданами, а не муниципалитетом. И если де-юре тот же “Магнит” не виноват в захламлении такой территории, пока не будет доказано обратное в судебном или административном порядке, то де-факто очевидно, что товарные упаковки, коробки и просто мусор на такой территории возникли либо по его прямой вине, либо в связи с массовым посещением гражданами этого магазина.

       Пункт 2 Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г.

N 25 разъяснил, что под обычаем, который в силу статьи 5 ГК РФ может быть применен судом при разрешении гражданско-правового спора, следует понимать не предусмотренное законодательством, но сложившееся, то есть достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое правило поведения при установлении и осуществлении гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей не только в предпринимательской, но и иной деятельности, например, определение гражданами порядка пользования общим имуществом, исполнение тех или иных обязательств.
Подлежит применению обычай как зафиксированный в каком-либо документе (опубликованный в печати, изложенный в решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, засвидетельствованный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации), так и существующий независимо от такой фиксации. Доказать существование обычая должна сторона, которая на него ссылается (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ).
       Но с оговоркой, что согласно пункту 2 статьи 5 ГК РФ обычаи, противоречащие основным началам гражданского законодательства, а также обязательным для участников соответствующего отношения положениям законов, иных правовых актов или договору, не применяются.
       К сожалению, ВС РФ (с молчаливого попустительства Брянска и Генпрокуратуры) вопрос отнесения спорной нормы к обычаю и, соответственно, вопрос противоречия ее основным началам гражданского законодательства (к которым, мне кажется, можно отнести и принцип распределения бремени содержания имущества), не рассмотрел. А жаль.
       В какой-то мере формализм был верным выходом, так как правовые механизмы недопущения использования прилегающих территорий (которые являются при этом ведь и территориями и землями общего пользования) есть. Но это нарушает тот тонкий баланс, который достигался годами: ты вправе использовать прилегающую территорию без договора, на основании одного лишь владения смежным участком, а взамен ты осуществляешь его благоустройство. Потому что при формальном причислении такой территории к землям общего пользования (предназначенных, как известно, для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц), фактически эту территорию использует исключительно собственник домовладения\иного объекта. Более того (с известной долей допущения), ст. 304 и 209 ГК РФ защищает такого собственника соответствующего участка (и одновременно – формально владеющего несобственника) от посягательств в виде какого-либо занятия этой территории, так как она обеспечивает проход и проезд от дома к дороге, улице. Или позволяет выгнать машину из гаража, использовать ее как т.н. гостевую стоянку.
       Сработал также классический принцип, согласно которому недостаточность бюджета не освобождает муниципалитет от исполнения каких-либо обязанностей, при том что объективно ни одно поселение не в состоянии обеспечить надлежащее содержание всех территорий общего пользования.
       Да, запрещена стоянка и хранение машин. Да, запрещено самовольное занятие земельного участка. И мусорить запрещено. И цветочки сажать. Но проигнорировав принцип разумной сдержанности, так любимый Конституционным Судом, ВС РФ не подумал о последствиях. Ведь не имея законной возможности повлиять на людей, муниципалитету, как собственнику земель общего пользования, остается только путь запрещения.
       Между тем, Минстрой в данной ситуации смиренно принял судебные акты и разрабатывает новые методические рекомендации (во многом аналогичные старым). К федеральному законодателю с довольно очевидным предложением определить наконец особый правовой статус прилегающих территорий, никто не обращается.
       Муниципалитеты находят выход в принятии нормативных актов, согласно которым прилегающие территории использовать запрещено без заключения соответствующего договора пользования\аренды, при этом сталкиваясь с проблемой, вытекающей из того, что такие территории необходимо как-то индивидуализировать, причем с большой долей вероятности – путем кадастрового учета. При этом такая земля не занята соответствующим объектом недвижимости, что вызывает и вопросы возможности предоставления ее в таких общеполезных, казалось бы, целях, без проведения торгов (хотя опять же, проведение торгов здесь объективно неуместно по причине крепкой связи домовладения и прилегающей к нему территории).
       Логично предположить, что платность такого пользования для физических лиц практически исключена – это породит социальную напряженность и банальный отказ граждан от принятия на себя такого бремени – ведь проще будет обратиться в суд или к прокурору, который обяжет администрацию, к примеру, покосить соответствующую территорию.
       В любом случае, как и до принятия этих неоднозначных решений, в целом вопрос соблюдения банальной чистоты остается на совести самих жителей, как и раньше. Кто убирал за собой – продолжит убирать, ему не нужны для этого нормы права. Кто был замарахой и соседом, которого никто не любит – им и останется.

       А вот “Магнитам” в Брянске, я думаю, теперь намного труднее будет объяснить, почему их фуры разгружаются на территории муниципалитета, равно как и выпросить разрешить там же размещение стоянок для клиентов.

Источник: https://zakon.ru/blog/2017/08/18/pravovoj_status_prilegayuschej_territorii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.