Принятие решения об изъятии земельного участка

Содержание

Органы, принимающие решения об изъятии участков для государственных или муниципальных нужд

Принятие решения об изъятии земельного участка
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Земельное право » Статьи о землеустройстве » Органы, принимающие решения об изъятии участков для государственных или муниципальных нужд

Уполномоченный орган власти принимает решение об изъятии участков.

Если у муниципалитета или государства возникнет необходимость построить инфраструктурное сооружение на территории земельного участка, который на праве частной собственности принадлежит субъекту правоотношений, то уполномоченный орган может принять решение об изъятии надела для обеспечения этих нужд. Данная процедура всеобъемлюще описана в Земельном кодексе РФ, а именно в главе VII, которая вступила в силу в 2015 году.

Процесс принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Изъятие земельного участка представляет собой один из самых действенных правовых механизмов, который способствует принудительному отчуждению земли из частной собственности для своевременного обеспечения государственных нужд, если не удается достигнуть добровольного соглашения с собственником. Подобная норма закрепляется Земельным кодексом РФ.

При этом законодательный акт предусматривает ограниченный перечень условий, когда возможно принятие решения об изъятии.

Чтобы воплотить это на практике, орган, который уполномочен ходатайствовать о принудительном отчуждении земельного участка, должен аргументированно доказать, что для обеспечения государственных или муниципальных нужд необходимо изменить правовой режим территории, то есть перевести его из частной собственности в государственную.

Процедура принятия самого решения об изъятии земельных участков для обеспечения государственных и муниципальных нужд достаточно проста. Гл.

7 ЗК РФ подробно объясняет, что правообладателю земли (владельцу) должно поступить предложение о выкупе земельного участка.

При этом выкуп включает в себя как рыночную стоимость территории, так и цену за недвижимое имущество, которое располагается на участке, компенсацию за упущенную выгоду, понесенные расходы на переезд и пр.

Если подобное решение на добровольных началах будет принято, то собственнику возмещается вся сумма, которая утверждается земельной экспертизой.

Далее решение проходит госрегистрацию и в письменной форме отправляется владельцу земли, но не позднее, чем истекут семь рабочих дней с момента официального принятия соглашения.

В том случае если собственник не согласен с предложенным ему размером компенсации, он может обратиться в независимую организацию для проведения дополнительной экспертизы рыночной цены. После этого правообладатель может выдвинуть свои условия для изъятия земельного участка.

Если договоренности не удастся достичь, то единственный выход – судебное разбирательство, где и будет принято решение о принудительном изъятии территорий, но с учетом интересов обеих сторон правоотношений.

Основания для изъятия участков земли для государственных или муниципальных нужд

Основания для изъятия земельного участка для государственных или же муниципальных нужд зафиксированы в ст. 49 ЗК РФ и включают в себя следующие пункт

1. Если подобное изъятие требуется для обеспечения международных договоренностей, которые были подписаны РФ

2. Если изъятие обуславливается необходимостью строения объектов инфраструктуры и их реконструкции, если для этого невозможно найти иные возможности. В частности, к таковым объектам относятся:

  • энергетические сети и системы, которые находятся в федеральном, региональном или же местном ведомстве;
  • объекты, которые предусматривают использование энергии атомного характера;
  • коммуникации, технические системы и сооружения, которые необходимы для должного обеспечения обороноспособности страны и защиты государственных границ;
  • транспортные и железнодорожные магистрали, которые могут связывать как регионы, так и государства;
  • объекты, благодаря которым обеспечивается деятельность космической отрасли;
  • сооружения и иные системы, которые обеспечивают функционирование естественных монополий;
  • газопроводы, электрические сети, водопроводы и иные объекты, которые имеют статус федеральных, региональных или же местных коммуникаций;
  • автомобильные дороги, шоссе и пр.

3. Изъятие земельного участка может происходить и с учетом иного основания, которое прописано в федеральных нормативных актах (например, в Федеральном законе РФ под № 310-ФЗ, в статье 32 ЖК РФ и пр.).

Таким образом, основания для осуществления процедуры изъятия земельного участка из частной собственности с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд не имеют исчерпывающего перечня и могут варьироваться с появлением новых федеральных законов.

Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков

Принимать решение об изъятии земли с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд может только управомоченный на то орган власти. Подобная норма закреплена в Земельном кодексе РФ. К данной категории можно отнести:

  • уполномоченный орган федеральной власти. В его компетенцию входит изъятие территорий для обеспечения государственных нужд на федеральном уровне, в том числе вопросы, касающееся недропользования;
  • уполномоченный орган региональной власти, который принимает решение об изъятии земельных участков для обеспечения региональных нужд, в том числе, если это касается размещения на площади объектов строительной инфраструктуры, разработки недр и пр.;
  • уполномоченный орган муниципальной власти, который решает проблемы муниципальных нужд.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что изъятие того или иного земельного участка может осуществляться только в том случае, если будет опубликовано решение, которое принял уполномоченный на это орган. При этом следует отметить, что решение орган может принять:

  • по собственной инициативе,
  • по волеизъявлению иных лиц, от которых поступит ходатайство, что регламентируется ст. 56.4 ЗК РФ.

Если обратиться к представленной нами выше правовой норме, то ходатайствовать об изъятии могут следующие субъекты правоотношений:

1. Организации, которые согласно действующему законодательству имеют законное право выдвигать ходатайства об изъятии земель из частного владения. Полный список таких организаций закреплен Постановлением Правительства РФ под номером 442. При этом изъятие должно происходить с целью удовлетворения государственных нужд на федеральном уровне.

2. Орган государственной власти, который заинтересован в изъятии для обеспечения:

  • международных договоренностей России;
  • строительства или же реконструкции недвижимых объектов, что осуществляется за счет бюджетных дотаций.

3. Унитарное предприятие, которому необходимо изъятие земель с целью возведения сооружения регионального или же федерального значения, что осуществляется с учетом инвестиционной программы.

При этом государственный орган, который уполномочен на принятие ходатайств Правительством РФ, выдвигает основополагающие условия для подачи подобного заявления со стороны заинтересованных организаций.

Обжалование решения об изъятии участков земли

В том случае если изъятие земли для муниципальных или государственных нужд происходит принудительно, гражданин-правообладатель может обжаловать принятие подобного решения в вышестоящих инстанциях, в первую очередь – в судебных органах.

Итак, в юридической практике особенно распространены процессы, когда происходит обжалование принятого решения государственного органа власти об изъятии у правообладателя того или иного участка земли. При этом истец заявляет о том, что подобное решение было принято не уполномоченным на то органом государственной власти.

Подобные проблемы возникают из-за наличия в российском законодательстве, в частности в сфере землепользования, пробелов. Кроме того, существуют определенные проблемы и коллизии между гражданским и земельным законодательством, которые затрагивают одни и те же вопросы, но предлагают различные решения.

В соответствии со ст. 54 ЗК РФ гражданин, который не согласен с решением уполномоченного на то органа власти об изъятии земельного надела, может обратиться за помощью в суд для защиты своих законных прав и интересов. Порядок подобного обжалования происходит по единому принципу и на условиях, которые зафиксированы в Гражданском процессуальном и Арбитражном процессуальном кодексах РФ.

При этом согласно ст. 30 Федерального закона РФ № 108-ФЗ, апелляционная жалоба со стороны правообладателя при ущемлении законных прав и интересов может быть подана в вышестоящую судебную инстанцию, в случае если суд (первая инстанция) удовлетворит ходатайство о принудительном изъятии земельного участка в пользу государства или муниципалитета.

Однако в этом случае важно учитывать главное условие: апелляция будет рассмотрена только в том случае, если исковое заявление поступит в вышестоящий судебный орган в течение 10 дней после официального принятия решения.

При этом во внимание судом берутся следующие официальные документы, принятые судом первой инстанции, которые легитимизируют собой принудительное изъятие участка земли из частной собственности:

  • судебные акты, принятые с целью осуществления процедуры изъятия надела, а также построенного на его территории недвижимого имущества с целью своевременно обеспечить нужды государства или муниципалитета;
  • судебные акты, в которых закреплена сумма выкупа;
  • судебные акты, предусматривающие осуществление возмещения убытков, которые понесет собственник земли;
  • судебные акты, регламентирующие собой предоставление иной территории и недвижимости взамен изъятым объектам.

Таким образом, процедура изъятия земель для государственных или же муниципальных нужд имеет четкий порядок, который регулируется земельным законодательством РФ.

Однако из-за коллизий и пробелов в законе, а также злоупотребления полномочиями со стороны органов государственной власти очень часто нарушаются интересы правообладателей земельных участков, которые могут быть защищены в судебном порядке.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/organy-prinimayushhie-resheniya-ob-izyatii-uchastkov-dlya-gosudarstvennyh-ili-municipalnyh-nuzhd.html

Государство строит высокоскоростную магистраль на месте моей дачи

Принятие решения об изъятии земельного участка

Недавно узнал, что одна из высокоскоростных пассажирских магистралей Москва — Смоленск — Красное пройдет рядом или прямо через садовое товарищество, где у меня и у многих других есть участок и дом.

Магистраль уже нанесли на генплан поселения. Пока не очень понятно, будут ли ее строить, и если будут, то в какой срок.

В связи с этим у меня есть вопросы:

  1. Какие права и возможности есть у собственников участков и домов?
  2. Будет ли государство что-то компенсировать в какой-либо форме собственникам?
  3. Если будет в материальном выражении, как будет рассчитываться компенсация?
  4. Как будет выплачиваться компенсация при полной и долевой собственности?

Спасибо.
Алексей

Иногда государству приходится изымать земли у собственников. Например, если это нужно для строительства важных для страны или населенного пункта объектов: коммуникаций, дорог и магистралей.

Чтобы избежать такой ситуации и последующих судебных разбирательств, лучше заранее проверить, есть ли в ЕГРН информация о ваших правах. Если право собственности вы регистрировали после 1998 года, информация точно есть.

Если раньше — закажите выписку из ЕГРН на принадлежащий вам участок и дом. Сделать это можно в отделении Росреестра, через МФЦ или в электронном виде на сайте Росреестра. Стоимость обычной выписки — 400 рублей, электронной — 250 рублей.

Документ будет готов через 3 рабочих дня.

Уполномоченный орган должен сообщить о своем решении в течение 10 дней после его принятия: разместить информацию на официальном сайте и в печатных СМИ, направить копию в Росреестр, а также правообладателям изымаемой недвижимости.

Например, в Новороссийске администрация хотела изъять частный земельный участок, но строить объекты муниципального значения на этом месте не собиралась. Собственник участка оспорил постановление об изъятии, и суд признал постановление администрации недействительным.

Изымаемое имущество могут компенсировать деньгами или другой недвижимостью. Обмен возможен, только если вы на него согласитесь. Если предпочитаете получить деньги, настаивайте на таком варианте компенсации. Поскольку государство выкупает у вас землю, оно должно определить сумму, которую вам заплатит, — цену выкупа.

Убытки — это расходы, которые понесет собственник из-за изъятия имущества, и неполученные доходы, которые собственник получил бы, если бы землю не изъяли. Расходы на юридическом языке называются реальным ущербом, неполученные доходы — упущенной выгодой.

Также в компенсацию не войдут постройки, которые начали строить после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Власти должны провести оценку и определить размер возмещения не позднее чем за 60 дней до направления соглашения об изъятии недвижимости.

Соглашение об изъятии недвижимости подписывается со всеми правообладателями земельного участка и расположенной на нем недвижимости. Если право собственности на объекты принадлежит нескольким собственникам, компенсацию выплатят пропорционально долям.

Если вы не согласны с размером компенсации, надо обосновать свои требования. Просто «хочу больше, потому что мне надо» не сработает.

Приложите копию договора купли-продажи, по которому совсем недавно этот участок купили по более высокой цене, или заключение независимой экспертизы — это будет веским аргументом.

Можете сделать свой проект соглашения, протокол разногласий к проекту или просто написать ответ: согласен подписать, если условия измените так-то и так-то.

За экспертизу придется платить из своего кармана. Но, если решить вопрос об изменении условий мирно не получится и дело дойдет до суда, можно попробовать взыскать стоимость экспертизы с органа власти.

Если предложенные условия вас устраивают, подпишите проект соглашения и отправьте один экземпляр обратно. Если вы получили проект, но в течение 90 дней со дня его получения не подписали и не отправили свои возражения, орган может обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

Деньги, которые вы получите за изъятое имущество, будут вашим доходом. А с полученных доходов вы обязаны платить налоги. Но в данной ситуации государство готово предоставить вам имущественный налоговый вычет в размере всей полученной компенсации.

Если у вас нет льготы по уплате налога на имущество и вы платите налог на землю и строение, за тот год, в котором произойдет изъятие, налог вам должны насчитать пропорционально тому времени, которое вы владели этим имуществом. Например, если ваше право собственности на земельный участок прекратится на основании подписанного соглашения об изъятии в августе 2019 года, вы заплатите земельный налог на этот участок только за 8 месяцев 2019 года.

Если ваш участок действительно решат изъять, посмотрите, какую цену вам предложат. Сравните с рыночной ценой и решите, честная ли это компенсация. Примерную рыночную стоимость вы можете посчитать самостоятельно, проанализировав стоимость аналогичных участков и домов. Или обратитесь за помощью в агентство недвижимости: многие оказывают такую услугу бесплатно или за небольшие деньги.

Сразу тратиться на экспертизу не стоит: вдруг удастся договориться и решить дело миром. Но если государство на контакт не пойдет, вы можете отстоять свои интересы в суде. Кстати, если соседи тоже решат обратиться в суд, можете подать коллективный иск.

Пока у вас нет точной информации, будут сносить ваш дом или нет, можно не делать расчеты: ситуация на рынке недвижимости может измениться внезапно и сильно. Получится, что вы впустую потратите время, а может, и деньги.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/ask/izyatie-zemli/

Изъятие земельного участка: правила и законы 2021 года – Все о финансах

Принятие решения об изъятии земельного участка

(10 5,00 из 5)
Загрузка…Время чтения: 4 мин.

В регламентированных гражданским и земельным законодательством ситуациях может производиться изъятие земельного участка для нужд муниципальных, региональных или государственных властей.

При этом принудительно изъять участок могут, однако обязаны выплатить за него равноценное возмещение (ч. 4 ст. 281 ГК РФ).

Основания для изъятия

Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.

В стат. 49 ЗК РФ указаны правила и законы 2021 года относительно рассматриваемой тематики. Там сказано, что изъятие осуществляется только в исключительных случаях и при наличии следующих оснований:

  • если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
  • при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
  • при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
  • в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
  • при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
  • в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).

Изъятие в связи со строительством важных объектов может осуществляться только в случае, если эти объекты являются:

  1. автомобильными трассами общефедерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
  2. системами теплоснабжения, газоснабжения, электричества, горячего или холодного водоснабжения;
  3. относящимися каким-либо образом к сфере космической деятельности или атомной энергетики;
  4. оборонными комплексами, предназначенными для защиты государства;
  5. относящимися к железной дороге и всем, что с ней связано.

Изъятие участка в связи с его неиспользованием

Ст. 284 ГК России устанавливает, что допускается изъятие земельного участка у собственника в связи с неиспользованием 3 или более лет в том случае, если целевое предназначение земли – это:

  1. сельское хозяйство;
  2. индивидуальное жилищное строительство.

Важно! Критерии неиспользования земельных участков сельскохозяйственного назначения перечислены в Постановлении Правительства № 369 от 23. 04. 2012 года “О признаках…”.

Течение указанного 3-летнего срока прерывается, если использование участка в соответствии с его назначением было невозможно в связи со:

  • стихийными бедствиями;
  • чрезвычайными ситуациями;
  • иными подобными случаями.

При этом срок освоения участка в указанный 3-летний период:

  1. включается, если участок предназначен для целей ведения сельского хозяйства (ч. 4 стат. 6 ФЗ № 101 от 24. 07. 2002 года “Об обороте…”);
  2. не включается в иных случаях, в том числе, и при ИЖС.

Изъятие участка, используемого в нарушение требований, указанных в законодательных актах

В стат. 285 ГК РФ сказано, что может производиться изъятие земельного участка у собственника ввиду его ненадлежащего использования или нарушения требований нормативно-правовых актов.

В частности, изъятие может быть произведено по следующим основаниям:

  1. допущение значительного уменьшения плодородности почв земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с критериями, представленными в Постановлении Правительства № 612 от 22. 07. 2011 года “Об утверждении…”;
  2. использование земли не в соответствии с ее категорией, определенной по ч. 1 ст. 7 ЗК РФ;
  3. возведение на участке самовольной постройки и неосуществление ее сноса или приведения в состояние, соответствующее установленным требованиям;
  4. несохранение межевых, геодезических и других спецзнаков, установленных на участке;
  5. несоблюдение требований градостроительных, экологических, противопожарных, санитарно-гигиенических и прочих нормативов и регламентов (аб. 7 стат. 42 ЗК России).

Пользование землей после принятия решения об изъятии, но до прекращения имущественных прав

В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.

А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.

Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.

Порядок изъятия

Ст. 56.2. – ст. 56.12. ЗК РФ регламентируют, какие нововведения 2021 в порядке изъятия предусмотрены:

  • сначала государство, орган исполнительной власти российского региона или муниципалитет (ст. 56.2. ЗК России) принимают решение об изъятии при наличии соответствующих оснований – как по собственной инициативе, так и по представлению организаций, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства № 442 от 6. 05. 2015 года “Об утверждении…”;
  • далее осуществляется выявление лиц, имеющих право пользования, владения или распоряжения изымаемым участком в порядке, установленным в ст. 56.5. ЗК РФ, с целью заключения с указанными лицами соглашений об изъятии;
  • затем, в соответствии со ст. 56.10. ЗК РФ, правообладателю направляется проект соглашения об изъятии, который он должен подписать (или отказаться от подписания), а далее отправить в орган, утвердивший вердикт об изъятии;
  • потом правообладателю земли выплачивается возмещение за изымаемый участок (ст. 56.8. ЗК РФ);
  • наконец, право частной собственности или иное вещное право прекращается в установленном порядке в Росреестре и переходит к муниципальным, региональным или федеральным властям.

Определение размера компенсационного возмещения за изымаемую землю

На основании ч. 1 стат. 281 ГК РФ, правообладатель земли может претендовать на компенсацию, выплачиваемую за изымаемую землю.

В компенсационную выплату включаются (ч. 2 стат. 56.8. ЗК России):

  1. действительная рыночная цена самого участка земли, определяемая в соответствии с 135-ФЗ от 29. 07. 1998 “Об оценочной…”;
  2. денежные убытки, которые были нанесены изъятием;
  3. упущенная выгода.

Если на участке находятся здания или сооружения, принадлежащие правообладателю, то в размер компенсации включается и их рыночная цена (аб. 2 ч. 2 ст. 56.8. ЗК России).

Итак, органы местной, региональной и федеральной власти могут забирать участки земли себе. Порядок изъятия регулируется ГК РФ и ЗК РФ. Несогласие собственника на изъятие дает право органу, инициировавшему процесс, на обращение в суд с соответствующим иском о принудительном изъятии.

Прочтите также: Как получить налоговый вычет за покупку земельного участка

© 2019 — 2021, Все о финансах. Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора.

(10 5,00 из 5)
Загрузка… 

Правоприменительная практика и/или законодательство РФ меняется достаточно быстро и информация в статьях может не успеть обновиться.
Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:

 

или заполнив форму ниже.

Источник: https://vseofinansah.ru/news/izyatie-zemelnogo-uchastka

Решение об изъятии земли в 2019 году, решение суда по изъятию земельного участка для госнужд, постоянное бессрочное пользование земельным участком | Земельный эксперт

Принятие решения об изъятии земельного участка

Согласно ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земель в пользу муниципалитета или государства принимается относительно одного участка или сразу нескольких, включая те из них, которые будут образованы.

Отчуждение земель выполняется принудительно в отношении сразу нескольких территорий, располагающихся в пределах границ будущего федерального объекта.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Частные постройки, расположенные на изъятом участке, подлежат отчуждению, кроме тех зданий, которые не соответствуют цели изъятия.

Образец решения об изъятии земельного участка

Документ обязательно оформляется в письменном виде и подписывается должностным лицом (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец решения об изъятии земельного участка]). В акте обязательно указываются:

  • сведения об отчуждаемых участках, в том числе подлежащих образованию;
  • объекты недвижимости, которые также будут изъяты;
  • цель проведения процедуры;
  • реквизиты документов, ставших основанием для принятия решения об изъятии;
  • если акт составляется на основании ходатайства (посмотреть и скачать можно здесь: [Форма ходатайства об изъятии земельных участков]), то в решении указывается лицо, подавшее ходатайство;
  • обозначаются сервитуты, которые в дальнейшем сохранятся, а также те здания и сооружения, которые изъятию не подлежат.

К решению обязательно прилагается схема расположения участка, если его предстоит образовать, а межевой проект земельного массива отсутствует. Схема должна быть утверждена. Следует отметить, что администрация, принявшая решение об отчуждении земли может утвердить новый вариант схематического расположения участка земли, после определения собственника и переговоров с ним.

Решение суда по изъятию земельного участка для государственных нужд выносится в том случае, если относительно проведения процедуры, возникают какие-либо споры. Тогда встает вопрос о компенсации нанесенного ущерба в виде стоимости земли по рыночной цене.

Отказ в принятии решения об изъятии земли

При наличии определенных обстоятельств в принятии решения может быть отказано. Изъятие земельного участка не может быть осуществлено в случаях:

  1. если надел является выморочным и частные постройки, находящиеся во временном распоряжении других лиц, на земле отсутствуют;
  2. земли состоят в госсобственности или не относятся к городским владениям, не обремененным правами других граждан, и на этих землях нет частной застройки;
  3. если территории находятся в собственности государства или муниципалитета, не имеют обременений со стороны третьих лиц и на них располагаются выморочные или бесхозные постройки.

Существует ряд нюансов, неявляющихся препятствием для изъятия земельного участка:

  • Если в ЕГРП отсутствуют данные о собственниках земли или частных построек, находящихся на ней.
  • Когда в ГКН нет данных о координатах границ участков, пересечениях.
  • По причине отсутствия информации о наличии правовых споров относительно массива или присутствующих строений.

Если права на землю или постройку, подлежащую отчуждению, перешли третьим лицам, новое решение не требуется. Также нет необходимости вносить изменения в ранее оформленный акт.

Порядок действий после принятия решения об изъятии

С апреля 2015 года в действие вступил Федеральный закон №499-ФЗ от 31.12.2014 года, согласно которому устанавливается новый порядок действий в связи с принятием решения.

После того, как решение об изъятии земли было принято, уполномоченный орган не позже десяти дней после оформления акта обязан выполнить следующие действия:

  1. Разместить решение об изъятии земли на официальном интернет-ресурсе.
  2. Опубликовать сведения об изъятии в порядке, установленном местными нормативами.
  3. Направить копию решения собственнику территории или частных построек по имеющимся адресам. Если такие данные отсутствуют, то решение не отсылается.
  4. Копия акта передается в орган, осуществляющий регистрацию права собственности.
  5. Решение об изъятии земельного участка, сведения о лицах, подавших заявление об учете их прав направляются заявителям, передавшим ходатайство об изъятии земли, а также гражданам, распоряжающимся землей по праву постоянного бессрочного пользования земельным участком.

По общему правилу уведомленным правообладатель считается с того момента, как он получил копию решения об изъятии или со дня возврата документа отправителю.

Когда любые адреса отсутствуют, гражданин или предприятие считается оповещенным после того, как решение публикуется в стандартном порядке. После такого уведомления, правообладатель может направить органу, опубликовавшему акт, свой адрес постоянного проживания для передачи копии решения.

Принятый акт действителен не меньше трех лет с момента публикации и может быть оспорен в судебном порядке.

Заключение

В итоге можно сделать ряд выводов:

  1. Принудительно допускается изъятие сразу нескольких территорий, если они располагаются в пределах одного строения или будут участвовать в образовании земель.
  2. Объекты недвижимости, находящиеся на территории, тоже подлежат отчуждению.
  3. В решении об изъятии обязательно обозначаются все необходимые сведения и данные, включая цель изъятия и основания для совершения таких действий.
  4. Акт не принимается, если существуют основания для отказа, обозначенные в законодательстве.
  5. Порядок принятия решения и уведомления землепользователей также регламентированы законом.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по выявлению лиц, земля которых подлежит изъятию

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Василий и несколько лет назад я приобрел участок с целью строительства дома. Чтобы заработать денег на постройку дома, я уехал на Север и два года работал там вахтовым методом.

Вернувшись, я узнал, что мой земельный участок изъят для будущей застройки муниципалитетом.

Как оказалось меня уведомляли в письменном виде, но в связи с тем, что я отсутствовал, письмо вернулось отправителю.

Подскажите, имею ли я право оспорить акт об изъятии и что мне необходимо для этого сделать?

Ответ: Здравствуйте, Василий. Согласно ст.56.6 ЗК РФ, гражданин, владеющий землей, считается оповещенным в том случае, когда он получил копию решения, отправленную по почте или в том случае, когда документ вернулся назад.

Дополнительно правообладатель уведомляется путем опубликования соответствующей информации на официальном электронном ресурсе ведомства, в вашем случае администрации, либо в газете.

Вы, конечно же, вправе подать иск в суд и попытаться оспорить вынесенное решение, однако в рамках оповещения нарушений не было и во время судебного процесса необходимо будет предъявить иные доказательства несоблюдения ваших прав и существования незаконных действий со стороны муниципалитета.

Маловероятно, что вам удастся вернуть участок обратно, тем более, если он уже застроен. Но вы можете потребовать возмещения рыночной стоимости изъятой территории — это ваше законное право в соответствии с п. 11 ст. 56.5 ЗК РФ.

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/gosudarstvennye-zemli/izyatie-zemelnyx-uchastkov-dlya-gosudarstvennyx-i-municipalnyx-nuzhd/reshenie-ob-izyatii/

Земельные участки, изъятые из оборота. Законодательство

Принятие решения об изъятии земельного участка

В исключительных ситуациях земельные участки могут быть изъяты у их владельца для государственных и муниципальных нужд.

Земля, изъятая из оборота

В отечественном законодательстве предусмотрены ситуации, при которых участки могут быть изъяты из оборота для нужд государства или МО.

Например, речь идет о ситуациях, когда участок изымается для прокладки автотрассы федерального значения или ЛЭП (в соответствии с 49 ст.Земельного кодекса).

При этом бывшему собственнику полагается компенсация за изъятый земельный участок.

Согласно последней редакции ЗК материальное возмещение полагается не только владельцам, но и арендаторам; лицам владеющим землей на основании бессрочного пользования/наследуемого владения.

Помимо денежной компенсации владельцам участков, которые понадобились государству, при наличии их согласия на это может быть предоставлен другой аналогичный по назначению участок.

В 2015 году порядок изъятия участков несколько изменился, а в Земельном кодексе появилась отдельная глава 7.1, которая регламентирует данный вопрос. В частности, законодатели существенно сократили сроки, которые отводятся для изъятия.

Если ранее собственника нужно было оповестить минимум за год до начала этой процедуры, то теперь – только за три месяца.

Основания для принудительного изъятия

Решение об изъятии ЗУ может быть принято только (в соответствии с 279 ст. ГК РФ):

  • федеральными властными структурами;
  • органами исполнительной ветки власти субъектов РФ;
  • МСУ.

Но с 2015 года в ЗК появилось одно нововведение: инициатива об изъятии может исходить не только от государства, но и от недропользователей, естественных монополий и прочих организаций. Эта мера принята, в том числе, для целей экономии бюджетных средств. Так как в данном случае возмещение за недвижимость должны будут уплачивать инициаторы изъятия.

Одной из наиболее распространенных целей инициирования процедуры изъятия является застройка.

В последние годы нередко практиковалась практика изъятия при подготовке Олимпиады в Сочи, саммита АТЭС во Владивостоке, в ходе строительства Новой Москвы.

Гражданское законодательство содержит и другие основания изъятия участка. Это может быть:

  1. Выкуп участка для участия в госпрограммах развития.
  2. Национализация земли и ее конфискация.
  3. Изъятие угодий, которые были переданы лицу с нарушением правовых норм.
  4. Прекращение владения участком, который эксплуатировался с нарушением правил недропользования. Например, его эксплуатация противоречит определенной категории, методы использования приводят к ухудшению плодородного слоя и экологических характеристик, невыполнение определенных мероприятий по защите плодородного слоя и пр.
  5. Изъятие участка за налоговые долги.

Последние три варианта изъятия не предполагают выплату компенсации собственнику.

Принудительная процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд

В процессе процедуры принудительного изъятия можно выделить следующие этапы.

Принятие решения об изъятии

Первоначально уполномоченный орган принимает решение об изъятии. В данном документе прописываются:

  • характеристики участков;
  • указание на объекты недвижимости на них;
  • цель изъятия;
  • ссылка на документы, на основании которых оно осуществляется;
  • наименование организации, которая выступила инициатором процедуры (если таковая имеется).

Информирование заинтересованных лиц о предстоящем изъятии

После того как решение принято у властей есть 10 дней, чтобы проинформировать о нем собственников или других заинтересованных лиц. Для этого сведения размещаются на официальном портале и в печатных СМИ. Копия решения в обязательном порядке направляется в Росреестр и собственникам.

Владелец участка считается должным образом уведомленным после личного получения копии письма об изъятии или же возврата отправителю заказного письма. Решение об изъятии может быть оспорено собственником через суд в течение трех лет.

Выплата собственнику компенсации в виде выкупной цены

Возмещение выплачивается собственникам в виде выкупной цены участка. Она определяется по оценке, произведенной на дату принятия решения. При определении цены выкупа учитывается не только кадастровая стоимость участка, но и убытки от изъятия, а также упущенная выгода владельца. Если на участке расположена недвижимость, то в компенсацию включают ее стоимость.

Важно отметить, что при определении величины компенсации не учитываются объекты и их улучшения, которые были совершены на изымаемом участке без разрешения уполномоченных инстанций (например, самострои) или произведенные вопреки положениям договора или разрешенному использованию.

Величина возмещения рассчитывается максимум за 60 дней до получения собственником соглашения.

Подписание соглашения об изъятии

В завершении процедуры собственник участка подписывает с представителями власти соглашение об изъятии. Если на нем расположен объект недвижимости, то в отношении него подписывается отдельный документ.

Далее возможно несколько базовых вариантов развития событий:

  1. Если собственник согласен с условиями, то он направляет подписанный экземпляр соглашения в уполномоченный за изъятия орган. После чего последний передает документ для регистрации в Росреестр и отметка о правообладателе данного участка аннулируется. Бывшему собственнику остается дождаться поступления выкупной компенсации на свой банковский счет.
  2. Если он никак не отреагирует на соглашение в течение 3-х месячного срока, то органы госвласти вправе обратиться в суд для принудительного изъятия участка и недвижимости. При получении положительного постановления суда участок изымается для госнужд без согласия собственника.
  3. Если владелец участка не согласен с предложенными условиями, то он вправе предложить альтернативный вариант с приложением подтверждающих его позицию документов. Обычно главным спорным вопросом становится выкупная стоимость участка. Правообладатель может подтвердить необходимость увеличения выкупной цены, приложив подписанный ранее договор по купле-продаже (заключенный недавно). Также эксперты рекомендуют провести независимую оценку стоимости недвижимости в оценочной компании и приложить ее результаты к встречному предложению. Но стоит учитывать, что расходы по оценке ложатся на плечи собственника.

Судебная практика

Нередко инициатива о судебном разбирательстве исходит от членов садоводческого товарищества, которых на собрании СНТ исключили из ее членов и изъяли участок. Причины может быть самые разнообразные: от длительной не эксплуатации участка до задолженности по членским взносам. На самом деле правда в данном вопросе на стороне собственников участка.

Решение вопроса изъятия участка не относится к компетенции собрания садоводов. Оно может быть принято только органами местного самоуправления.

Что касается нецелевого использования участка, то привлечь собственника к ответственности может только прокуратура и суд.

СНТ может только исключать определенное лицо из состава товарищества. Поэтому суды удовлетворяют подобные иски и возвращают незаконно изъятые участки в пользование собственников.

Судебная практика относительно изъятия земельных участков позволяет решить несколько важных вопросов. Так, выводы судов показывают, что:

  1. Выкуп должен определяться на момент рассмотрения спора, а не принятия решения об изъятии.
  2. Цена рассчитывается от категории участка, установленной до инициации процесса выкупа.
  3. Владелец вправе обратиться в суд для изменения выкупной цены.
  4. При уклонении собственника от получения уведомления о принудительном изъятии оно может быть запущено автоматически.
  5. При несоблюдении госвластями регламента изъятия участок может быть возвращен собственнику.
  6. Арендаторы участка также вправе получить компенсацию при изъятии наравне с собственниками.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/izyatie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.