Предоставление земель сельскохозяйственного назначения

Содержание

Порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения

Предоставление земель сельскохозяйственного назначения

К землям сельскохозяйственного назначения относятся находящиеся за пределами населенных пунктов территории, пригодные для ведения фермерской и садово-огородной деятельности.

С целью обеспечения граждан необходимыми площадями для создания и расширения подсобных хозяйств, разведения птиц и домашних животных, заготовки сена, выращивания растений создаются земельные фонды, в которые включаются приобретаемые государственными органами территории с целью их последующего перераспределения.

Процедура предоставления земли

Виды деятельности, разрешенные на сельхозтерриториях, устанавливаются утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ N 540 от 1 сентября 2014 г. “Классификатором…” Процедура их получения для целевого использования регламентируется следующими нормативными актами:

  • Земельным кодексом РФ, принятым ФЗ N 136 от 25 октября 1091 г.;
  • главой III ФЗ N 66 от 15 апреля 1998 г. о порядке получения территорий для садоводства, огородничества и дачного хозяйствования;
  • ФЗ N 101 от 24 июля 2001 г., регулирующим оборот земель такого типа.

Участки сельскохозяйственного назначения передаются в личное распоряжение гражданам или юридическим лицам в закрепленном действующим законодательством порядке. Получить их можно путем участия в аукционе или на безвозмездной основе, предусмотренной для отдельных категорий населения.

Допустимая площадь на одного владельца не может превышать 10% от принадлежащей муниципальным властям земли, предназначенной для перераспределения (ст.4 ФЗ N 101 от 24 июля 2001 г.). Размеры образованных участков, передаваемых в пользование садоводческим товариществам, определяются согласно ст.14 ФЗ N 66 от 15 апреля 1998 г.

Выкуп в собственность – дорогостоящая процедура, поэтому на практике чаще встречается аренда территории, соглашение о которой (как и о купле-продаже) заключается после проведения торгов. В обоих случаях порядок действий следующий:

  1. Подача заявления в органы местного самоуправления (напрямую или через МФЦ) о намерении получить участок, по целевому назначению соответствующий планируемой на нем деятельности. Выбрать землю можно по кадастровой карте на сайте Росреестра. В заявлении указывается цель использования и размер площади, ее местонахождение, требуемое право распоряжения – собственность или аренда. Если участок предстоит образовать, прикладывается проектная схема с указанием предполагаемых границ (за исключением случаев, указанных в пп.1 п.4 ст.39.11 ЗК РФ);
  2. Рассмотрение заявки занимает до двух месяцев, после чего выдаётся постановление об утверждении схемы либо обоснованный отказ. При положительном решении на основании постановления местных органов власти заявитель за свой счёт организует на участке кадастровые работы. Для этого следует обратиться в лицензированную организацию, инженеры которой аттестованы на проведение необходимых исследований. По результатам замеров кадастровых специалистов сведения об участке вносятся в Единый госреестр недвижимости;
  3. Размещение в СМИ объявления о предполагаемой передаче земли в собственность и проведении аукциона. Если в течение месяца с момента публикации информации не появится других претендентов, органы местной власти рассматривают единственную поданную заявку. В случае одного участника торгов, соответствующего требованиям на получение земельного участка, договор заключается с ним (п.6 ст.39.6 ЗК РФ);
  4. Подписание соглашения о пользовании землёй или ее покупке. Ставший владельцем участка гражданин получает выписку установленной формы, которая с января 2017 года заменяет кадастровый паспорт (Приказ Минэкономразвития РФ N 378 от 20 июня 2016 г.).

При передаче земель сельхозназначения гражданам и юридическим лицам, инициатором которой выступают муниципальные органы, кадастровые работы проводятся за государственный счет. Порядок процедуры определяется согласно п.3 ст.39.11 ЗК РФ.

Необходимые для участия в торгах документы указаны в п.1 ст.39.12 ЗК РФ:

  • заявка претендента;
  • копия удостоверения личности (для юридического лица – заверенные копии регистрационных бумаг);
  • соглашение о внесении задатка и реквизиты банковского счета для его возврата.

Затраты на получение земли складываются из стоимости проведения кадастровых работ (при необходимости), различающейся в зависимости от региона расположения земли, и платы за аренду участка либо его приобретение в собственность.

Порядок бесплатного получения земли

На безвозмездное предоставление вправе рассчитывать:

  • работники муниципальных образований (врачи, учителя), трудоустроенные по федеральным программам о переселении специалистов в сельскую местность;
  • многодетные семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми;
  • лица, получившие землю в рамках проекта развития Дальнего Востока;
  • члены организаций (садоводческих, религиозных), отвечающие указанным в законе требованиям;
  • прочие категории граждан, перечисленные в ст.39.5 ЗК РФ.

Правом бесплатного получения земельных участков обладают Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации и полные кавалеры ордена Трудовой Славы (п. 4 ст. 3 ФЗ N 5 от 09.01.1997 г.). В ряде краев и областей РФ подобная льгота предоставляется:

Допускается бесплатное получение участка одним гражданином единственный раз в жизни. Площадь зависит от категории льготников и составляет 4-25 соток.

Критерии, предъявляемые к кандидатам на льготное получение земли, различаются в субъектах РФ. В общем случае перечень требований следующий:

  • проживание в регионе не менее 5 лет, оформленная постоянная регистрация;
  • отнесение граждан к нуждающейся категории и документально подтвержденное право на льготы;
  • наличие гражданства РФ.

Причины для отказа в предоставлении

Причины возможного отказа в предоставлении земельной территории:

  • недостоверность указанных заявителем сведений;
  • несоответствие предъявленных документов действующему законодательству;
  • несоблюдение правил оформления необходимых бумаг;
  • нехватка земли в регионе;
  • для льготных категорий – отсутствие доказательств права бесплатного получения участка, наличие другой земли в собственности.

Использование участков, образованных из земель сельскохозяйственного назначения, допускается только в соответствии с разрешенными целями и с соблюдением лесного, водного и градостроительного законодательства (ст.47 ФЗ N 66 от 15 апреля 1998 г.). Нарушение гражданами пожарных и санитарных норм в процессе садово-огородной деятельности влечет наказание согласно КоАП РФ.

Запрещается образовывать для предоставления гражданам участки из искусственно орошаемых или осушаемых земель по размеру меньших, чем установленные законодательными актами нормативы для территорий подобного рода. Порядок получения площадей для использования в сельскохозяйственных целях может определяться, помимо перечисленных выше законов, постановлениями местных органов самоуправления.

Источник: https://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/predostavlenie/so-stroitelstvom/selskoxozyajstvennogo.html

Статья 82 ЗК РФ. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям

Предоставление земель сельскохозяйственного назначения

Новая редакция Ст. 82 ЗК РФ

Утратила силу с 1 марта 2015 г.

Комментарий к Статье 82 ЗК РФ

Комментируемая статья является отсылочной. В свою очередь п. 3, абз. 6 п. 4, п. 5, п. 7 ст. 10 Закона N 101-ФЗ, к которому она отсылает, также являются отсылочными. Причем п. 3 и п. 5 ст. 10 Закона N 101-ФЗ отсылают участников правоотношений обратно к ЗК (к ст. ст. 38 и 34). Пункт 2 ст.

10 Закона N 101-ФЗ с точки зрения законодательной техники включает как положения отсылочного характера на ст. 34 ЗК РФ, так и формулирует собственные материально-правовые нормы. К законодательству субъектов РФ отсылают абз. 3 – 6 п. 4, а также п. 7. Поэтому применение на практике ст.

82 ЗК представляет определенные сложности.

Статья 82 ЗК (с учетом отсылок) устанавливает условия предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения юридическим лицам и особым субъектам земельных отношений – религиозным организациям, казачьим обществам, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Такие условия имеют как общие черты с условиями предоставления земельных участков, которые предусмотрены ст. ст. 28, 33, 34, 37, 38, так и свои особенности. Статья 10 Закона N 101-ФЗ предусматривает предоставление земельных участков в собственность или в аренду как на торгах (конкурсах и аукционах) (абз. 1 п. 1, п. 3 ст. 10 Закона N 101-ФЗ), так и без торгов (абз. 1, 2, 5, 6 п. 4, п. 5, абз. 1 п. 5.1, п. п. 6 и 7 ст. 10 Закона N 101-ФЗ), на возмездной или безвозмездной основе (абз. 5 п. 4 ст. 10 Закона 101-ФЗ).

Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со ст. 38 ЗК (п. 3 ст. 10 Закона N 101-ФЗ).

Условиями предоставления земельных участков в собственность или в аренду без торгов являются:

в собственность, если земельный участок арендуется в течение трех лет (абз. 1 п. 4 ст. 10 Закона 101-ФЗ);

в аренду:

при подаче только одного заявления о предоставлении земельного участка в аренду (абз. 1 п. 2 ст. 10 Закона N 101-ФЗ);

предоставление для сенокошения и выпаса скота в порядке, установленном ст. 34 ЗК (п. 5 ст. 10 Закона N 101-ФЗ);

или в собственность, или в аренду:

сельскохозяйственной организации передается земельный участок, выделенный в счет земельных долей и принадлежащий муниципальному образованию на праве собственности, если сельскохозяйственная организация обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок (абз. 1 п. 5.1 ст. 10 Закона 101-ФЗ);

если земельный участок ранее использовался на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 7 ст. 10 Закона N 101-ФЗ).

Что касается общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, то согласно Единому перечню коренных малочисленных народов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 255 ) в стране таких народов насчитывается сорок пять.

Из них в европейской части живут абазины и шапсуги (Карачаево-Черкесская Республика и Краснодарский край), ижорцы и вепсы (Карелия и Ленинградская обл.), саамы (Мурманская обл.

), а остальные – в Восточной и Западной Сибири, в Забайкалье, в районах Крайнего Севера и на Дальнем Востоке вплоть до Чукотского и Корякского автономных округов.——————————–

СЗ РФ. 2000 N 14. Ст. 1493.

Места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ определены распоряжением Правительства РФ от 08.05.

2009 N 631-р “Об утверждении Перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и Перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации” .

Такие места – районы (улусы, кужууны), городские округа – образованы в семи республиках (Алтай, Бурятия, Коми, Карелия, Саха(Якутия), Тыва, Хакасия), шести краях (Алтайском, Забайкальском, Красноярском, Камчатском, Приморском, Хабаровском), одиннадцати областях (Амурской, Иркутской, Кемеровской, Ленинградской, Мурманской, Магаданской, Сахалинской, Свердловской, Томской, Тюменской) и четырех автономных округах (Ненецком, Ханты-Мансийском, Чукотском, Ямало-Ненецком).——————————–

СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2493.

Источник: http://ZKodeksRF.ru/gl-14/st-82-zk-rf

Как получить земли сельхозназначения бесплатно и на платной основе?

Предоставление земель сельскохозяйственного назначения

Аренда земельного участка под сельхозцели, как это часто бывает, является очень актуальным вопросом для многих фермеров страны.

Совсем недавно, с 1 марта 2015 года, в силу вступили новые изменения в земельное законодательство, в связи с чем требуется детальный анализ вступивших нововведений и подробное разъяснение касательно регулирования отношений по порядку предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Нормативно-правовые основы

В соответствии с законодательством государственные и муниципальные земли сельхозназначения предоставляются как физическим, так и юридическим лицам на правах собственности или аренды на основании порядка, установленного статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В аренду государственные или муниципальные земли с/х назначения предоставляются по части 1 статьи 10 названного выше закона и согласно порядку, установленному статьей 34 Земельного кодекса РФ.

У кого есть право на получение?

Земельные участки сельхозназначения, которые принадлежат государству или муниципалитету, могут быть переданы в собственность или аренду:

  • физическим лицам,
  • юридическим лицам.

Регулирование порядка предоставления осуществляется Земельным кодексом РФ и другими нормативными актами федерального и регионального значения.

Требования к сельскохозяйственным участкам

В основном главными требованиями приобретателей и арендаторов земельных участков сельскохозяйственной направленности являются месторасположение земель и размеры.

Минимальная площадь земельного участка под сельское хозяйство может быть установлена законодательными актами субъектов Российской Федерации, которые основываются на требованиях Земельного кодекса РФ и других федеральных законов.

Максимальный размер суммарной площади с/х земель, которые находятся в пределах территории одного муниципального образования и в собственности одного лица или одной организации устанавливается в пределах 10% от всей площади сельскохозяйственных земель муниципального образования.

При непосредственном использовании земельного участка сельхозназначения государство требует соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других правил, инструкций. При этом запрещается загрязнять, захламлять, ухудшать плодородие почв на землях с/х назначения.

Как получить землю под сельское хозяйство?

Приобретение земель сельхозназначения в собственность — занятие непопулярное и достаточно дорогостоящее. Позволить себе такую покупку могут крупные юридические лица и очень богатые граждане.

В основном по этой причине земли такого вида разрешенного использования предоставляются государственными и муниципальными органами на условиях аренды.

Поэтому рассмотрим наиболее распространенный способ предоставления земель с/х назначения, т.е. как взять участок в аренду.

Процедура предоставления земель, предусмотренный статьей 34 Земельного кодекса РФ, является следующей:

Подача заявления

Для начала граждане, которые хотят получить земельный надел на условиях аренды из земель государственной и муниципальной собственности не в строительных целях, подают в письменной форме или через единый портал государственных и муниципальных услуг заявление органу местного самоуправления. Данное заявление можно также подать с помощью многофункционального центра.

В заявлении обязательно определяется цель применения земельного надела, его предполагаемая площадь и месторасположение, испрашиваемое право на землю.

Подготовка документов

На основании поданного заявления орган местной власти в течение месяца с момента поступления заявления при учете зонирования территорий принимает и предоставляет заявителю план-схему расположения земельного надела на кадастровой карте соответствующей территории.

Заявитель обязан обеспечить за свои средства осуществление на земельном участке кадастровых работ, а затем обратиться с заявлением в кадастровую службу о проведении государственного кадастрового учета данной земли согласно порядку, утвержденному Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Принятие решения

Местная муниципальная администрация за две недели со дня предоставления кадастрового паспорта на испрашиваемый земельный участок должна принять решение о выделении данного земельного надела в аренду заявителю и направить ему копию данного решения (постановления), приложив к ней кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка.

Оформление договора аренды

Последним этапом будет оформление договора аренды земли в течение недели после принятия вышеуказанного решения.

СМИ, в которых будет распространяться такая информация, определяются непосредственно властями субъекта Российской Федерации. При этом решение будет принято только если за месяц после опубликования известия об аренде не поступило новых заявлений.

Если же за месяц было подано 2 и более заявлений о выделении земельного участка из земель с/х назначения на правах аренды, то такой земельный участок будет предоставлен только по результатам торгов (конкурсы, аукционы).

Торги (конкурсы, аукционы) по продаже или аренде земельных наделов сельхозназначения организуются и проводятся на основании статьи 38 Земельного кодекса РФ.

Стоит также отметить, что участок, предоставляемый гражданину или организации в аренду, может быть в дальнейшем выкуплен в собственность по рыночной стоимости, установившейся на данной территории либо по цене, определенной законами субъекта РФ, по прошествии 3-х лет со дня заключения договора аренды при условии, что все требования по использованию земельного участка соблюдены.

Также следует сказать, что отдельные льготные категории граждан (например, многодетные семьи, инвалиды и т.д.) имеют право на получение земельного участка бесплатно.

Возможные причины отказа

Основания для отказа в предоставлении государственных и муниципальных земель с/х назначения являются общими для всех категорий земель. Так, причинами отказа могут быть:

  • Представленные в администрацию документы для получения участка не соответствуют требованиям действующего законодательства;
  • В представленном пакете документов нет всего необходимого перечня;
  • Представленные документы оформлены неправильно;
  • Отсутствует бесспорное подтверждение прав заявителя на объекты недвижимости и на земельный участок.

Возможность застройки земельного участка с/х назначения

Немногие знают, что на землях с/х назначения разрешается строить здания, строения и другие сооружения. Такая возможность законна согласно ряду законодательных норм, регламентирующих условия подобного строительства.

Как показывает практика, местные органы власти недостаточно осведомлены о федеральных нормах законодательства, в соответствии с которыми местные муниципалитеты должны выдавать разрешения на строительство в пределах территорий сельскохозяйственных угодий.

Статья 40 Земельного кодекса РФ разрешает собственнику земли строить здания, строения, сооружения жилого, производственного, культурно-бытового назначения в соответствии с целевым назначением земельного надела, его видом разрешенного использования, если при этом будут соблюдаться градостроительные регламенты, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и другие правила, нормативы.

Согласно статье 78 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья можно использовать, чтобы организовать сельскохозяйственное производство, создать защитные насаждения, осуществлять научно-исследовательскую, учебную и другую связанную с сельским хозяйством деятельность.

В статье 6 Закона о крестьянско-фермерском хозяйстве закрепляется состав имущества всего фермерского хозяйства: сюда относится земельный участок, хозяйственные и другие строения, мелиоративные сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое необходимое для организации крестьянско-фермерской деятельности имущество.

В том же законе, в статье 11, вовсе сказано, что в целях организации сельского хозяйства на земельных участках сельскохозяйственного назначения могут возводиться необходимые для такой деятельности здания, строения, сооружения.

Статья 77 Земельного кодекса РФ определяет возможное наличие в составе сельскохозяйственных земель как дорог, коммуникаций, лесных насаждений, водных объектов, так и зданий, строений, сооружений, используемых в целях производства, хранения и стартовой переработки продукции сельского хозяйства.

Таким образом, судя по многочисленным законодательным формулировкам, можно сказать, что не существует запрета на возведение зданий, строений и сооружений на сельскохозяйственных земельных участках. Главное условие тут — регистрация крестьянско-фермерского хозяйства.

Особенности использования земель сельскохозяйственной направленности

Использование сельскохозяйственных угодий регламентируется статьей 78 Земельного кодекса РФ.

Сельскохозяйственные земли разрешается использовать в целях образования сельскохозяйственного производства, формирования ветрозащитных лесных насаждений, организации рыбоводства, реализации научно-исследовательских, учебных и других касающихся сельскохозяйственного производства целей.

При этом земли в таких целях могут использовать:

  • Крестьянско-фермерские хозяйства;
  • Граждане, которые хотят вести личное подсобное хозяйство (ЛПХ), садоводство, животноводство, огородничество;
  • Хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие коммерческие организации;
  • Некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;
  • Казачьи общества;
  • Опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научных организаций, образовательные организации, осуществляющие подготовку кадров в сельскохозяйственной сфере, общеобразовательные организации;
  • Общины коренных малочисленных этносов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, желающие сохранять и развивать свой традиционный образ жизни, хозяйствования и промысла.

На землях с/х назначения разрешается осуществлять деятельность в области охотничьего хозяйства, если иное не предусматривается нормами законодательства.
Сельскохозяйственные земли, находящиеся в пределах 30 км от границы сельских населенных пунктов, нельзя использовать в других, не касающихся ведения сельского хозяйства, целях.

Таким образом, процедура получения земли сельхозназначения в собственность или в аренду практически такая же, как и при получении земельного надела другой категории. Следует только учитывать, что данная категория земель находится под особой охраной, такие земли запрещается использовать не по назначению, загрязнять и иным образом разрушать плодородие почв.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/predostavleniye/stroitelstvo/kak-poluchit-zemli-selxoznaznacheniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.