Понятие и основные признаки земельного права

Признаки земельного права как отрасли права

Понятие и основные признаки земельного права

Определение 1

Земельное право является отраслью права, которая регулирует использование и охрану природных ресурсов.

Предмет земельного права заключается в регулировании отношений возникающих при распределении, использовании и охраны земель.

Метод – предполагает возможность воздействия определённых законодательных норм земельного права на поведение участников общественных отношений, т. е. земельных отношений.

Для обеспечения правового регулирования издаются правовые нормы, которые устанавливают правила поведения субъектов правоотношений.

Метод земельного права – это средство управления общественными отношениями в связи с использованием и охраной земель в России. Отметим, что природные территории расценивается как основы жизни и деятельности народов Российской Федерации, проживающих на соответствующей территории.

Методы земельного права

Земельное право не имеет присущего лишь ему, как отрасли права, метода правового регулирования. И потому применяются следующие методы регулирования земельных правоотношений:

  1. Императивный метод заключается в управлении и регламентации общественных отношений. Этот метод приводит к установлению для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для данного метода характерны отношения власти и подчинения и запретительные меры (запреты, предписания). Характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения. В земельном праве основное место занимает императивный метод. Это объясняется необходимостью регламентации и управления охраной земель, и важной общественной значимостью управления и охраны земель. Данный метод применяется в области государственного управления земл ёй. А именно при выявлении нарушений связанных с нарушением земельного права, установлению запретов и ограничений по использованию земли.
  2. Диспозитивный – заключается в управлении общественными отношениями. Это управление заключается в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Для данного метода характерным моментом являются согласования и рекомендации. Этот метод широко используется при управлении и регулировании в вопросе земельных отношений.

Признаки земельного права

Земля позиционируется как основа для жизни и деятельности населения.

Потому управление земельными ресурсами исходит из представления о земле, как о важнейшей части природы, которую используют как средство производства в сельском и лесном хозяйстве.

Земля при этом одновременно рассматривается как часть биосферы и как недвижимость, с которой связаны права собственности и иные права на землю.

Охрана земельного фонда рассматривается как основной приоритет окружающей среды и средства производства, как в лесном, так и в сельском хозяйстве перед передачей и использования земельных ресурсов в качестве недвижимости. Собственники земельных участков могут осуществлять свою хозяйственную деятельность свободно, если это не наносит вреда окружающей природе.

Сохранение человеческой жизни и здоровья является приоритетом при реализации действий по использованию и охране земель. Необходимо предпринимать такие виды деятельности, которые свели бы к минимуму риск утраты и здоровья человеком и способствовали бы предотвращению отрицательного влияния на его организм.

В обсуждении и решении вопросов, связанных с землёй, принимают участие граждане, общественные и религиозные организации, чьи интересы касаются прав на землю. Граждане имеют право участвовать в подготовке и реализации тех или иных вопросов связанных с их правами на землю.

В свою очередь, органы государственной власти, муниципалитеты и субъекты хозяйственной деятельности обязаны законом создать условия для участия граждан в обсуждении и принятия решений по вопросам связанных с их правами на землю.

Земельные участки и расположенные на них постройки связаны единой судьбой участков и следуют ей.

Сохранение особо ценных земель и особо охраняемых территорий России является наиболее важным, чем изменение статуса вышеупомянутых земель. Изменение данного статуса ограничено или запрещено.

Испозьзование земли является платным. Бесплатное пользование утверждается законодательно.

Земли делятся на категории по целевому назначению. При этом их правовой статус определяется на основе принадлежности, к какой – либо категории и возможности её использования в соответствии с постановлением законодательства.

Размежевание собственности на землю между государством, субъектами, муниципальными образованиями устанавливается специальными Федеральными Законами. К таким постановлениям относится ст. 214 ГК РФ и ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”. Данный закон вступил в силу с 1 июля 2006 г.

Государство регулирует приватизированную землю.

Разграничение гражданского и земельного права в области использования земель.

Правовой режим земель носит дифференцированный подход.

Для урегулирования и налаживания правовых отношений, касающихся земли, должно произойти соединение как интересов общества, так и законных требований граждан. При этом обеспечивается гарантия населению на обладание и пользование земельными участками.

Взаимодействие с другими отраслями права

Земельное право тесно связано с конституционным, гражданским, градостроительным, административным и муниципальным законодательством. Добавим также взаимосвязь с законодательством экологической и природо-ресурсовой отрасли (водной, лесной, горной):

  • Конституционное право. В Конституции земельные отношения закреплены в ст. 9, 72, и 36. Согласно им граждане и объединения граждан имеют право владеть как частной собственностью землёй и осуществлять там свою деятельность. Но при этом деятельность человека не должна нарушать окружающую экологию.
  • Природо-ресурсовые отрасли права. Применение данных отраслей права к земельным отношениям возможно при наличии возникших вопросов связанных с использованием тех или иных земель.
  • Гражданское право. В земельных отношениях гражданское право оценивает и решает вопросы, связанные с порядком заключения сделок с недвижимостью, оформлению договоров, обязательности сделок и т. д. О характере имущественных сделок связанных с землёй сообщается в ст. 3 ЗК РФ
  • Градостроительное право. Сильно прослеживается взаимодействие земельного и градостроительного права. Это взаимодействие определяется специальной документацией, где отражается экологическая, социально-экономическая и иная перспектива развития территории (а не отдельной категории земель), включающей земельные участки и иные природные ресурсы в масштабах РФ, субъекта РФ или муниципального образования.
  • Административное право. Земельное и административное право пересекаются в вопросах управления земельными фондами. В результате положения административного права используются для привлечения виновных в совершении правонарушений связанных с земельной собственностью, частной или государственной. При управлении земельным фондом органы государственной власти функции характерные только для данного вида государственного управления – ведение государственного земельного кадастра, проведение мониторинга земель и т.д.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/priznaki_prava/priznaki_zemelnogo_prava_kak_otrasli_prava/

Понятие и признаки права собственности на землю. Формы и виды права собственности на землю

Понятие и основные признаки земельного права

Право собственности на землю как юридическая категория представляет собой закрепление нормами права экономических отношений земельной собственности, то есть принадлежности земли различным субъектам земельных отношений.

В силу особых свойств земли, главными из которых является естественное происхождение и функционирование в составе экологической системы, принадлежность в данном случае понимается как экономическое господство над землей, которое санкционировано правовыми нормами.

Право собственности на землю в объективном смысле, то есть какправовой институт есть совокупность правовых норм, которые регулируют отношения по владению, пользованию и распоряжению землей.

Институт права собственности на землю является основополагающим земельно-правовым институтом, так как лежащие в его основе отношения земельной собственности определяют характер земельного строя.

Право собственности на землю формируется как комплексный правовой институт, который включает нормы различных отраслей права: конституционного, административного, гражданского, земельного. Так, конституционные нормы (ст.

13 Конституции Республики Беларусь) определяют приоритет государственной собственности на землю.

Нормы административного права (Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении») устанавливают полномочия органов местного управления и самоуправления по распоряжению находящимися в их ведении землями.

Гражданское право определяет правовую природу права собственности на землю, пределы оборотоспособности земли, закрепляет множественность форм собственности на землю, содержание правомочий собственника и способы их защиты.

Земельное право закрепляет механизм регулирования отношений собственности на землю с учетом особенностей земли как природной и социальной ценности. Этот механизм предусматривает ограничения права собственности на землю в целях сохранения и рационального использования земли как национального достояния.

Право собственности на землю в субъективном смысле(как субъективное право) представляет собой закрепленную за собственником возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком в пределах, установленных законом.

этого субъективного права зависит от состава участников соответствующего правоотношения земельной собственности, целей, для которых используется земельный участок.

Субъективное право собственности на землю рассматривается как абсолютное правоотношение, в котором собственнику противостоит неопределенное число лиц, обязанных воздерживаться от действий, нарушающих это право.

Право собственности на землю характеризуется следующими признаками:

оно является основным земельным правом, от которого производны все другие права на землю. Наличие собственника предполагается обязательным, в отличие от других земельных прав, которые могут возникать только по воле собственника;

по своей правовой природе является вещным правом, независимо от формы собственности (ст. 262 ГК), что обеспечивает юридическое равноправие различных форм собственности в гражданском обороте, способствует более широкому вовлечению земель, находящихся в государственной собственности, в гражданский оборот;

по временному признаку всегда является бессрочнымправом, которое существует, пока существует объект этой собственности – земельный участок или земли;

праву собственности на землюприсущцелевой характер, который в разной форме проявляется по отношению к государственной и иным формам и видам права собственности.

Целевое назначение государственных земель учитывается при определении их состава, а также при распределении и перераспределении этих земель другим лицам, все другие собственники используют земельные участки в соответствии только с целевым назначением.

Как основной поземельный титул право собственности на землю в соответствии со ст. 12 Кодекса о земле выступает в двух формах: государственной и частной.

По субъектному признаку право собственности на землю может быть разделено на следующие виды:

· право государственной собственности на землю в связи с отсутствием в законодательстве Республики Беларусь коммунальной собственности на природные ресурсы в целом, в том числе на землю, существует только в виде собственности Республики Беларусь;

· право частной собственности на землю включает право частной собственности юридических лиц; право частной собственности физических лиц, в том числе иностранцев;

· право собственности на землю иностранных государств и международных организаций является самостоятельным видом права собственности на землю.

По составу участников право собственности на землю может выступать в виде индивидуальной и общей собственности на землю.

При индивидуальной собственности земля находится в собственности одного субъекта – физического или юридического лица, государства.

Право общей собственности на землю (совместной или долевой) возникает по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (Гл. 16 ГК) и с учетом требований о делимости и неделимости земельного участка (ст. 10 Кодекса о земле).

Предыдущая567891011121314151617181920Следующая

Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 7990; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/1-15411.html

Конспекты юриста

Понятие и основные признаки земельного права

Все предметы → Земельное право

Функционирование земельного права как самостоятельной отрасли права отражает заинтересованность общества в обеспечении рационального использования и охраны земель в стране, что особенно важно и актуально в современный период в условиях формирования рыночной экономики, вовлечения земли в гражданский оборот. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 Конституции РФ).

Понятие земельного права

Земельное право – совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества.

Земельное право – совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные и обладающие социальной значимостью общественные отношения в сфере использования и охраны земли как природного объекта, природного ресурса и объекта недвижимости в целях обеспечения устойчивого развития России и оптимального сочетания интересов общества, граждан и правообладателей земельных участков.

Земельное право как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих общественные земельные отношения.

Земельное право – отрасль российского права, представляющая систему правовых норм, регулирующих земельные отношения в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, защиты прав граждан и юр. лиц на землю и соблюдения установленного правопорядка в области земельных отношений.

Предмет земельного права

Предмет – общественные отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности на соответствующей территории (земельные отношения).

Предмет – две большие группы общественных отношений: по использованию земель и по охране земель.

Земельные отношения регулируются нормами не только земельного права, но и административного, финансового, гражданского права и других отраслей.

Метод земельного права

Метод – способ воздействия правовых норм на участников общественных отношений.

Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений.

Метод земельного права – способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. Применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.

1. Императивный (метод власти-подчинения) – способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения.

Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений.

Применяется к отношениям, которые складываются в сфере гос. управления землёй (ведение гос. земельного кадастра, мониторинга, земельного контроля и т.д.), при обнаружении земельных правонарушений, при изъятии земель для гос. и муниципальных нужд, при установлении ограничений по использованию земель и т.д.

2. Диспозитивный – способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Характерны согласования и рекомендации.

Следует отметить широкое применение диспозитивного регулирования земельных отношений. Применяется, например, при осуществлении сделок с землёй, а также при выборе правообладателем земельного участка варианта его разрешенного использования.

Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом.

Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).

3. Применение получает также экономическое стимулирование участников земельных отношений рационально использовать земельные участки.

Осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога, размера арендной платы за участки из земель, находящихся в гос.

или муниципальной собственности, установлении коэффициентов и т. д.

Принципы земельного права

1.

Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека – регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей части природы, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как о недвижимости, об объекте права собственности и иных прав на землю.

2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимости – собственники земельных участков осуществляют свои правомочия свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека: при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни или предотвратить негативное воздействие на здоровье человека.

4. Участие граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому они вправе принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель, а органы гос. власти, местного самоуправления, субъекты хозяйственной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия.

5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов – все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков.

6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий РФ – изменение целевого назначения ценных земель с/х назначения, земель, занятых защитными лесами, других особо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий, для иных целей ограничивается или запрещается.

7. Платность использования земли – использование земли осуществляется за плату, если иное не установлено законом.

8. Деление земель по целевому назначению на категории – правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями закона.

9. Разграничение гос. собственности на землю на собственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, согласно которому правовые основы разграничения устанавливаются ФЗми.

10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель – при определении режима должны учитываться природные, социальные и другие факторы.

11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий граждан на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им участками.

12. Разграничения действия норм гражданского и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.

13. Государственное регулирование приватизации земли.

Взаимодействие с другими отраслями права

Земельное право находится во взаимосвязи с иными отраслями. Кроме конституционного, существует тесная связь земельного, гражданского, градостроительного, административного и муниципального законодательства, а также экологического и природо-ресурсовых отраслей (водного, лесного, горного).

1. Конституционное право. Важнейшее значение имеет закрепление в Конституции норм, регулирующих земельные отношения. Наряду со ст. ст. 9 и 72, большое практическое значение представляет ст.

36, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землёй осуществляются их собственникам свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

2. Природо-ресурсовые отрасли права. Земля как природный объект находится в органической связи с иными природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром.

Это обусловливает связь земельных правоотношений с иными правоотношениями по поводу пользования и охраны иных природных объектов и ресурсов в целом и каждого в отдельности, чем, в свою очередь, определяется наличие такой связи земельного права с другими природо-ресурсными отраслями законодательства.

К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяются законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и иные специальные ФЗ. К земельным отношениям нормы указанных отраслей применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

3. Гражданское право. Регулируя имущественные отношения, включая и недвижимость, гражданское законодательство не в состоянии отразить и учесть специфику земельных участков как разновидность природных объектов.

Поэтому гражданское право определяет лишь внешнюю сторону бытия земельных участков как объектов недвижимого имущества, формулируя общие требования к порядку заключения сделок с недвижимостью, форме договора, действительности сделок, обязательности гос. регистрации и т.д.

«Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами» (ст. 3 ЗК РФ).

4. Градостроительное право. Проблема взаимодействия земельного и градостроительного права наиболее ярко стала прослеживаться после вступления в силу нового Градостроительного кодекса РФ.

С этого момента развитие отношений по использованию и охране земель и иных природных ресурсов во много определяется документами территориального планирования, в которых должна отражаться экологическая, социально-экономич.

и иная перспектива развития территории (а не отдельной категории земель), включающей земельные участки и иные природные ресурсы в масштабах РФ, субъекта РФ или муниципального образования.

5. Административное право. Взаимодействие земельного и административного права проявляется в вопросах регулирования отношений по управлению земельных фондов. Нормы административного права применимы к отношениям по гос.

управлению земельными ресурсами, привлечению виновных в совершении земельных правонарушений к административной ответственности. При этом, в ходе гос. управления земельным фондом, гос. органы осуществляют ряд специфических функций, характерных только для этого вида гос.

управления (ведение гос. земельного кадастра, проведение мониторинга земель и т.д.).

Источник: https://www.law-student.ru/803-ponyatie-zemel-nogo-prava-kak-samostoyatel-noy-otrasli-prava.html

Понятие и основные признаки земельного права как самостоятельной отрасли

Понятие и основные признаки земельного права

Специфика земельных правоотношений предопределена особенностями объекта правового регулирования, каким является земля. Первоначальным источником всякого богатства является земля, что определяет ее экономическое, политическое и социальное значение в жизни общества. Земля – это территориальный базис существования и деятельности людей, естественное средство производства.

В ст. 9 Конституции РФ фиксируется, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Действительно, никакая деятельность человека не обходится без земли.

Этот факт является бесспорным, и законодатель требует его учета при регулировании отношений по использованию и охране земли, которые строятся на основе множественности форм собственности на землю.

Этот конституционный принцип нашел свое развитие в ст. 1 ЗК РФ, в которой содержаться основные принципы земельного законодательства. В пп. 1 п. 1 ст.

1 ЗК РФ зафиксировано, что земельное законодательство основывается на учете значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Таким образом, ЗК РФ выделяет три компонента, из которых складывается учет значения земли как основы жизни и деятельности народов:

· Земля как природный объект, как составная часть природы;

· Земля как природный ресурс, использующийся в различных видах деятельности;

· Земля как недвижимое имущество, следовательно, объект права собственности и иных прав.

Следует отметить, что отношения по поводу земли регулируются не только земельным правом, но и множеством других отраслей российской правовой системы и российского законодательства.

Так земля как природный объект является объектом экологического права. Экологическое право определяет параметры допустимого воздействия на землю как природный объект, а так же ограничение деятельности или ее полный запрет в целях сохранения природных свойств земли.

Земля как природный ресурс выступает объектом множества отраслей, регулирующих различные виды деятельности человека. Это, прежде всего, аграрное право, лесное законодательство, в котором лес рассматривается как единство земли, растительности и животного мира, градостроительное законодательство, в котором земля рассматривается как базис для размещения различных объектов.

Большое количество норм, регулирующих отношения по поводу земли содержится в гражданском законодательстве. В части I гражданского кодекса глава 17 посвящена праву собственности и иным вещным правам на землю.

Однако нормы, регулирующие особенности совершения сделок с земельными участками есть и в других главах гражданского кодекса. Соответственно во всех отношениях, регулируемых гражданским законодательством, земля выступает как объект недвижимого имущества.

Недвижимое имущество и его составные элементы являются формой выражения в праве юридически значимых признаков земли и связанных с ней природных, а также искусственно созданных объектов, с помощью которой осуществляется правовое регулирование определенной сферы земельных отношений и отношений по поводу иных объектов. Недвижимость как юридическая фикция позволяет конструировать правовые нормы, выражающие имущественное содержание земли.

Все эти отрасли учувствуют в регулировании отношений по поводу земли, но рассматривают ее только в аспекте какого-либо одного из проявлений ее свойств. И только земельное право регулирует отношения исходя из комплексного, целостного представления о земле как об основе жизни и деятельности народов, ее населяющих.

Предмет земельного права. Метод земельного права.

Предметом правового регулирования являются общественные отношения.

Отрасль права обосабливается от других отраслей посредством определения того круга общественных отношений, для регулирования которых она сформирована.

Поэтому одним из двух оснований формирования самостоятельной правовой отрасли является наличие специфических общественных отношений, требующих урегулирования со стороны государства.

Предметом земельного права являются земельные отношения, понятие которым дается в п. 1 ст.

3 ЗК РФ: «отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

Таким образом, в земельных отношениях земля является, прежде всего, объектом хозяйственной деятельности человека. Земля является нерукотворным природным объектом, однако, использование которого сопровождает буквально любую деятельность человека.

Источник: https://studopedia.ru/24_18172_ponyatie-i-osnovnie-priznaki-zemelnogo-prava-kak-samostoyatelnoy-otrasli.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.