Налоги субъектов федерации

Налоги субъектов Российской Федерации

Налоги субъектов федерации

Налоги субъектов Российской Федерации (региональные) устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории России. К ним относятся: налог на имущество предприятий, лесной налог, сбор на нужды образовательных учреждений с юридических лиц.

Начиная с 1988 г. субъекты РФ могут своим решением ввести налог с розничных продаж.

Максимальные ставки этих налогов (кроме налога с розничных продаж) определяются федеральными законами, а конкретные ставки — решениями законодательной (представительной) власти субъектов РФ.

Налог на имущество предприятийвведен в целях стимулирования не используемых в производстве материальных ценностей. Для региональных бюджетов он является стабильным доходом, так как его поступления в меньшей мере зависят от хозяйственной деятельности юридических лиц. Он функционирует в соответствии с Законом РФ от 13 декабря 1991 г. с последующими дополнениями и изменениями.

Плательщиками налога выступают юридические лица, а также филиалы и другие подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.

К объектам обложения относятся основные средства, материальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия.

Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающие предметы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости.

Для определения налогооблагаемой базы по предприятиям принимаются отражаемые в активе баланса остатки по следующим счетам бухгалтерского учета:- «Основные средства» (за минусом износа), «Доходные вложения в материальные ценности» (за минусом износа), «Нематериальные активы» (за минусом износа), «Материалы», «Основное производство», «Готовая продукция» и некоторые другие. Начиная с третьего квартала 1997 г. в налогооблагаемую базу включены товары отгруженные.

Для целей налогообложения используется среднегодовая стоимость имущества за отчетный период (квартал, полугодие, девять месяцев, год).

Она определяется путем деления на четыре суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на 1-е число следующего за отчетным периодом месяца, а также стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.

Из-под обложения выведены полностью бюджетные учреждения и организации, предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, а также социально-культурной сферы, общественные организации инвалидов и др. Налоговые льготы касаются и отдельных объектов, находящихся на балансе предприятия (объекты жилищно-коммунальной сферы, коммунального и бытового водоснабжения и др.).

Предельная ставка налога на имущество предприятий установлена в размере 2% налогооблагаемой базы, конкретные ставки, определяемые в зависимости от вида деятельности, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Сумма налога определяется плательщиком самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом и вносится равными долями в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты по месту нахождения предприятия.

Лесной налогвключает систему платежей за пользование лесным фондом. Эта система платежей регулируется Лесным кодексом РФ, принятым Федеральным законом от 29 января 1997 г., и охватывает лесные подати и арендную плату.

Лесные подати включают: плату за древесину, отпускаемую на корню, плату за заготовку лесных второстепенных материалов (древесных соков, ягод, лекарственных растений и т. п.), плату за пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

Лесные подати взимаются со всех пользователей лесным фондом.

Предусмотрены минимальные и конкретные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, причем минимальные ставки устанавливаются Правительством РФ, конкретные ставки за древесину на корню и ставки платежей за пользование другими лесными ресурсами — органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с территориальными органами федерального управления лесного хозяйства или определяются по результатам лесных аукционов. Действующие минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. Они дифференцированы по административно-теорриториальным образованиям — отдельным субъектам РФ или их группам, а также по основным лесным породам (сосна, дуб и т. д.), по категориям крупности деловой древесины (крупная, средняя, мелкая) и дрова, по расстоянию вывозки древесины к транспортным путям, запасу древесины на 1 га лесосеки. Например, для Центрального экономического района Тверской области минимальная ставка платы за древесину на корню, если эта древесина крупная, установлена в размере 22100 руб. за 1 куб. м. Лесные подати оплачиваются в разных формах:

§ денежным платежом,

§ натуральным платежом с предоставлением части заготовленных ресурсов,

§ выполнением работ или предоставлением услуг.

Форма оплаты лесных платежей определяется районными органами самоуправления и оговаривается в разрешительных документах по каждому объекту пользования — лесорубочных билетах, ордерах и лесных билетах. Лесные подати взимаются в виде разовых или регулярных платежей с начала пользования конкретными участками лесного фонда в течение срока действия разрешительных документов.

При аренде лесных ресурсов владелец передает участок лесного фонда в срочное пользование за плату. Эта плата зависит от количества и качества лесных ресурсов, местонахождения участка.

Принципы определения и порядок установления размера арендной платы и сроки ее внесения определяются субъектами РФ.

Лесной налог в соответствии с Федеральным бюджетом РФ на 1998 г. полностью поступал в бюджет субъектов РФ.

Сбор на нужды образовательных учреждений,введенный Федеральным законом от 22 декабря 1992т., действует в системе региональных налогов и поступает в бюджеты субъектов РФ. Этот сбор имеет целевое назначение и используется на дополнительное финансирование образовательных учреждений.

Его плательщиками выступают юридические лица, а объектом обложения — фонд оплаты труда по всем основаниям. В г Москве он функционирует с 1 апреля 1994 г. и предусматривает широкий аспект налоговых льгот. Максимальная ставка установлена законом в размере 1%, конкретные ставки определяют субъекты РФ.

Расходы по оплате сбора относятся на финансовые результаты предприятия. ,

Местные налоги и сборы

Местными налогами и сборами, по определению Налогового кодекса, признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с налоговым законодательством РФ, решениями представительных органов субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на всей территории соответствующих муниципальных образований.

В зависимости от компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, фискальной значимости этих налогов, а также продолжительности функционирования местные налоги и сборы подразделяются на две группы.

Первая — налоги, введенные законодательной властью и действующие на всей территории России в обязательном порядке. К ним относятся:

§ налог на имущество физических лиц; в земельный налог, налог на рекламу;

§ сбор за право торговли.

Конкретные ставки этих платежей определяются решением органов государственной власти субъектов РФ. По трем первым налогам действуют специальные федеральные законы, а Министерство РФ по налогам и сборам разработало по ним инструкции о порядке взимания и уплаты.

Ко второй группе относятся остальные налоги и сборы:

§ сбор за парковку автомобилей;

§ налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров;

§ сборы (целевые) с граждан и юридических лиц на содержание милиции, благоустройства территорий, на нужды образовательных учреждений и др.

Эти налоги и сборы, предусмотренные Законом «Об основах налоговой системы РФ», могут вводиться специальными решениями органа местного самоуправления и действуют лишь на его территории.

В целях обеспечения единого подхода при введении местных налогов и сборов второй группы, для которых нет общих инструкций, Минфин РФ и Министерство РФ по налогам и сборам разработали примерные положения по отдельным местным налогам и сборам и рекомендовали их использовать при принятии местными органами соответствующих решений.

Вопросы для повторения

1 Объясните, как вы понимаете термин «доходы бюджета».

2 Какие методы используются государством для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов?

3 Расскажите о функции налогов.

4 Поясните, как формируются доходы бюджетов в развитых странах (на примере одной страны).

5 Кратко охарактеризуйте налоговую систему РФ: а) федеральные налоги, б) налоги субъектов РФ.

6 Как классифицируются местные налоги и сборы?

ГЛАВА

Источник: https://lektsii.org/3-54068.html

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Налоги субъектов федерации

Налоговое законодательство Российской Федерации построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей территории страны.

Виды налогов и сборов, которые могут удерживаться на территории государства, устанавливаются и изменяются Налоговым кодексом РФ. В этом же нормативном акте расписано, какие налоги и сборы к какому уровню налоговой системы относятся.

Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Федерации и местный.

Каждый вид налога отнесен к тому или иному уровню исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, государственные органы субъектов Российской Федерации или муниципальные образования.

Региональные налоги – обязательные платежи в бюджет соответствующих субъектов РФ, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на территории всех регионов соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам относятся:

Органы государственной власти субъектов РФ определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения. Остальные элементы налогообложения и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные выше, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Налог на имущество

Налогоплательщиками налога на имущество организаций являются организации, имеющие движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, за исключением земельных участков и имущества, принадлежащего на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти.

Транспортный налог

Транспортный налог обязаны уплачивать лица, на которых зарегистрированы транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и др., воздушный и водный транспорт, снегоходы, мотосани.

Ставки налога устанавливается по каждому виду транспортных средств.

Налог на игорный бизнес

Налог на игорный бизнес платят лица, занимающиеся предпринимательством в сфере игорного бизнеса.

Объектами налогообложения признаются: игровые столы и автоматы, кассы тотализаторов и букмекерских контор.

По каждому такому объекту отдельно определяется налоговая база и налоговая ставка.

Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные выше, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Единый сельскохозяйственный налог – ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог – ЕСХН – представляет собой систему налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся сельхозпроизводителями. Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка налога составляет 6 процентов.

Упрощенная система налогообложения – УСН

Упрощенная система налогообложения – УСН – может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями.

Ставка налога в случае налогообложения доходов составляет 6%, а при выборе объектом налогообложения “доходы минус расходы” – 15%.

Налогоплательщики обязаны вести учет операций для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов.

Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.

Единый налог на вмененный доход – ЕНВД

Данная система налогообложения применяется для отдельных видов деятельности: бытовые услуги, автотранспортные услуги, розничная торговля, общественное питание и т.п.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/taxation/regionalnye_nalogi.html

Региональные налоги

Налоги субъектов федерации
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Налоговое право » Общие положения » Региональные налоги

Одним из основных способов формирования бюджета, как республиканского, так и регионального, является налогообложение.

Налоговый Кодекс уполномочивает региональные законодательные власти на установление региональных налогов, вместе с тем ограничивая их перечень с целью избежать перегруженности налогоплательщиков.

Система налогообложения РФ строится определенным образом и состоит из ряда уровней:

  • Федеральный;
  • Региональный;
  • Местный.

Данная уровневая система позволила закрепить за конкретным бюджетом (местным, республиканским, федеральным) те или иные налоговые отчисления.

Региональные налоги — налоги, установление которых предусмотрено НК РФ и которые вводятся в действия при принятии тем или иным федеративным субъектом соответствующего закона.

Данные налоги подлежат уплате в обязательном порядке лишь на территории соответствующих федеративных субъектов.

В систему региональных налогов входят как налоги, действие которых налоговым законодательством распространяется на всю российскую территорию, а также те которые устанавливаются законами отдельных субъектов федерации. Уплата и тех и других является обязательной на территории этих соответствующего субъекта лицами, признаваемыми в силу законодательства налогоплательщиками.

Федеральный налоговый кодекс статьей 14 предусматривает лишь три налога, которые в праве ввести субъекты РФ на своей территории. К региональным налогам относятся налог:

  • на имущество, взимаемый с организаций;
  • на игорный бизнес;
  • транспортный.

Состав региональных налогов

Как отмечено выше в состав региональных налогов входят:

  • налоги, распространяющие на всю территорию РФ в соответствии с федеральными законами о налогах и сборах, а также НК РФ;
  • налоги, установленные законодательными органами самостоятельных субъектов РФ, имеющих свое действие только на территории соответствующего субъекта.

Пока не был введен в действие современный российский Налоговый кодекс, для отечественной системы налогообложения было характерно деление региональных налогов на:

  • обязательные;
  • необязательные.

Суть такого подразделения заключалось в возможности ограниченного применения в регионах (областях) отдельно установленных на территории страны налогов.

  Государственная власть же на местах была наделена полномочиями вводить налоги регионального значения в те количествах, в которых сочтет нужным самостоятельно безо всяких ограничений.

Некоторые субъекты федерации ввиду реализации властями таких полномочий по максимуму были перегружены налогообложением.

Ограничить налоговую нагрузку и привести систему налогообложения на территории всей страны в единое состояние был призван ныне действующий Налоговый кодекс РФ. Именно он закрепил исчерпывающий (закрытый) перечень региональных налогов, которые вправе вводиться в отдельных регионах местными законами, тем самым снизив неподъемную налоговую нагрузку с налогоплательщиков.

Отныне устанавливать дополнительные региональные налоги, которые отсутствуют в НК РФ запрещено, что плодотворно сказывается в первую очередь для субъектов хозяйствования – юридических лиц.

Вам необходима помощь по региональным налогам?

Элементы региональных налогов

Региональными налогами признаются совокупность налогов, установленных в масштабах всей территории РФ ее законами и НК в частности, а также в масштабах отдельно взятого региона, но с учетом положений действующего федеративного налогового законодательства.

Оба уровня налогов имеют в своем составе отдельные более узкие классификации, в частности для региональных налогов классификация представлена перечнем налогов, которые могут устанавливаться в рамках субъекта его органами:

  • налог на имущество;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог с транспорта.

Анализ существующих региональных налогов показывает, что в большинстве своем в качестве налогоплательщика выступают юридические лица – организации, занимающиеся хозяйственной деятельностью, и в редких случаях физические.

Характеристика региональных налогов

Характеристика региональных налогов зависит от того или иного налога, введенного в действие на территории региона. В общем, каждому из видов допустимых к введению в рамках региона, характерно следующее:

1. Для налога на имущество юридического лица – занимает наиболее весомый пласт в системе регионального налогообложения. В среднем региональный бюджетный доход формируется за счет уплаты этого налога на 6% и более.

Налогоплательщики – юридические лица, на балансе которых имеется имущество, которое по налоговому законодательству расценивается как объект налогообложения.

Объектами в данном случае выступают для отечественных юридических лиц движимое и недвижимое имущество, которые по бухгалтерии учитываются как основные средства организации.

Для заграничных юридических лиц занимающихся хозяйственной деятельностью в России посредством представительств объектом признается движимое и недвижимое имущество, также являющееся основными средствами по бухгалтерской отчетности, а также имущество, полученное по концессионному соглашению.

Если иностранное предприятие не осуществляет свою деятельность посредством представительств в РФ, то объект – недвижимое имущество в России, являющееся собственностью этой организации, а также имущество, полученное по концессионному соглашению.

2. Для налога на игорный бизнес – налогоплательщиками выступают юридического лица или ИП, предпринимательская деятельность которых связана с извлечением доходов в сфере игорного бизнеса путем взимания платы за проведение азартных игр, пари и т.д.

Объектом налогообложения выступают столы, автоматы, признаваемые игровыми, а также кассы тотализатора или букмекерской конторы.

Каждая единица указанного объекта должна предварительно пройти регистрацию в территориальной налоговой службе.

При этом срок регистрации 2 и более дня до дня установки (открытия конторы или тотализатора) по каждой отдельной единице. 

Для регистрации налогоплательщику предстоит подать заявление, после рассмотрения которого выдается соответствующей единой формы свидетельство.

3. Транспортный налог является региональным, с характерными особенностями.

Так, объект налогообложения:

  • механические транспортные средства;
  • мотоциклы;
  • мотороллеры и прочее, в том числе водные и воздушные судна, которые прошли регистрацию на территории РФ в порядке, определенном ее законодательством.

Налогоплательщиками являются физические лица, на чье имя произведена регистрация указанных объектов.  Эта категория региональных налогов содержит достаточно большой список лиц, которым предоставлена льгота по уплате указанного налога.

Функции региональных налогов

Региональные налоги – денежные средства, уплачиваемые юридическими лицами в региональный бюджет, что позволяет последующем субъекту федерации в лице его органом управления использовать эти отчисления для выполнения ряда функций:

  • аккумулирование и использование средств, поступающих в региональный бюджет для достижения региональных целей;
  • реализация властными органами региона своих представительных и распорядительных полномочий;
  • самообеспечение реализации программ социального значения разработанных и действующих в пределах территории региона (области);
  • развитие инфраструктуры региона;
  • поддержание экологии и природных ресурсов, поскольку именно они являются естественной базой существования, развития и процветания региона.
  • стимулирование деловой активности, проведение структурных преобразований, которые сделают регион (область) более привлекательной с токи зрения инвестиций, что в последующем скажется благоприятно на будущем благополучия региональной бюджетно-налоговой сферы.

Значение региональных налогов

Значение региональных налогов в бюджетах субъектов РФ колоссальное. Все потому что современные реалии возлагают на них функцию рычага, регулирующего бесперебойное формирование и пополнение регионального бюджета.

Основная роль региональных налогов сводится к тому, что они призваны материально обеспечить и подпитать регионы.

Эти материальные ресурсы подлежат перераспределению и направлению на благо и развитие региона, решения первостепенных зада и реализацию социально значимых программ, которые не финансируются за счет федерального бюджета, либо финансируются в значительно меньшем объеме, чем это необходимо.

Региональное правительство благодаря таким налогам, а также льготам и санкциям, дополняющие систему налогообложения в рамках региона оказывает воздействие на юридических лиц и их экономическое поведение, тем самым максимально уравнивая условия для всех участников общественного воспроизводства.

Порядок установления региональных налогов

Введение в действие региональных налогов и прекращение их действия на территориях федеративных субъектов осуществляется на основании положений НК РФ и территориальных законов субъектов РФ, регулирующих вопросы налогообложения.

Законодательные органы государственной власти федеративного субъекта при установлении налогов для своего региона (области) руководствуются федеральными налоговыми нормами, сосредоточенными в НК РФ. Они же определяют:

  • налоговые ставки;
  • порядок уплаты;
  • сроки уплаты.

Остальные элементы налогообложения, а также круг налогоплательщиков, предусмотрены самим НК РФ.

Региональная законодательная власть, указанными законами с учетом положений НК РФ может дополнительно предусмотреть и налоговые послабления (льготы) для отдельных категорий налогоплательщиков, а также порядок и основания для их применения.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/regionalnye-nalogi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.