Местные налоги налоговый кодекс

Статья 15. Местные налоги и сборы

Местные налоги налоговый кодекс

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

Комментарий к Ст. 15 НК РФ

Местными налогами (а с 1 января 2015 г. — и сборами) признаются налоги (и сборы), которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено п. 4 и п. 7 ст. 12 НК РФ.

Отметим, что с 1 января 2015 г. изменяется название ст. 15 НК РФ. С 1 января 2015 г. она именуется «Местные налоги и сборы».

К местным налогам (и сборам) относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор, введенный гл. 33 НК РФ с 1 января 2015 г.

Земельный налог, налог на имущество физических лиц, а также торговый сбор устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе земельный налог, налог на имущество физических лиц, а также торговый сбор устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения (абз. 6 п. 4 ст. 12 НК РФ).

Отметим, что до 31 декабря 2014 г. (включительно) применялся Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон N 2003-1).

Однако в связи с принятием Федерального закона от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую НК Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон N 284-ФЗ) с 1 января 2015 г. Закон N 2003-1 утратит силу.

Вместо него будет применяться новая гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ.

При этом статус этого налога не изменится — он по-прежнему относится к местным налогам. Изменится только порядок его установления — налог на имущество физических лиц с 1 января 2015 г. будет установлен прежде всего Налоговым кодексом РФ.

Кроме него он должен устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводиться в действие и прекращать действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Налог на имущество физических лиц обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог должен устанавливаться Налоговым кодексом РФ, законами указанных субъектов Российской Федерации, вводиться в действие и прекращать действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и будет обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) должны определить налоговые ставки в пределах, установленных гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ, и особенности определения налоговой базы.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ, основания и порядок их применения налогоплательщиками (ст. 399 НК РФ).

Источник: http://stNKRF.ru/15

Местные налоги и сборы по положениям ст. 15 НК РФ

Местные налоги налоговый кодекс
Jerzy Górecki / Pixabay

Исчерпывающий перечень местных налогов и сборов содержится в ст. 15 НК РФ. К таковым относятся два вида налогов — земельный и на имущество физических лиц, а так же торговый сбор.

Понимают же под местными только налоги муниципального уровня. Такие налоги вводятся на территории муниципальных образований на основании НК РФ или в силу принятия местных локальных нормативных актов соответствующего характера. Наиболее актуальные признаки местных налогов содержатся во второй части НК РФ.

Перечень мог бы быть более широким, но некоторые предлагаемые виды налогов и сборов так и не были внедрены. К ним относятся налог на рекламу, местные лицензионные сборы. При этом налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, был отменён.

Федеральные, региональные, местные налоги как источник формирования бюджетов различных уровней

Исторически в России сложилась система формирования федерального, регионального и местных бюджетов по централизованному принципу. Большая часть того, что собирают в регионах в виде налогов и сборов, штрафов и прочих способов получения денег со всех участников гражданского правового оборота, всех юридических и физических лиц, уходит в федеральный бюджет.

Один раз в год происходит его распределение по различным сегментам затрат, начиная от обороны и заканчиваю государственной поддержкой предприятий, принадлежащих лояльным власти олигархам. В этот период часть средств возвращается в регионы в виде дотаций, кредитов, трансфертов и субвенций.

Другими словами, все субъекты федерации отправляют деньги в общий котёл, а уже оттуда что-то возвращается назад в регионы. Для собственных нужд им разрешено использовать только налоги с:

  • приобретения объектов недвижимости;
  • имущества юридических лиц и ИП;
  • транспортных средств;
  • прибыли от эксплуатации дорог;
  • игорного бизнеса.

Так же в региональный бюджет идут лицензионные ежемесячные сборы.

Это не единственный источник формирования местных и региональных бюджетов. Кроме налогов и сборов в него идут все доходы от эксплуатации имущества, принадлежащего органам власти субъектов РФ или муниципалитетов, полученных в качестве оплаты услуг, оказываемых государственными учреждениями бюджетного финансирования.

Единого ответа на вопрос о том выгоден ли такой подход для граждан и предпринимателей на местах нет.

С одной стороны, если позволить регионам оставлять у себя большую часть своих доходов, то сразу же возникает очень высокий риск того, что их разворуют.

С другой стороны все мы прекрасно понимаем, что иногда проведёт федеральный центр какую-нибудь очередную олимпиаду, а окажется, что это был вовсе не «праздник спорта», а источник дохода крайне узкого спектра лиц.

Нас начинает несколько удивлять, что первое лицо в государстве говорит нам, что деньги у страны есть, но пенсии всем поколениям рождённых после 1968 года сдвинут подальше за средний срок жизни представителей этих поколений.

Удивляет нас даже не то, что это фактическое лишение людей пенсии, а просьба отнестись к этому с пониманием. Зачем? Вот начнём мы относиться с пониманием, то ненароком и поймём, что 99% доходов оседают в карманах 1% населения, а нас лишь просят отнестись к этому с пониманием.

Если же в минуту очередной пандемии мы попросим помощи, то услышим о том, что это мародёрство.

В силу этих причин у нас складывается мнение о том, что существующую система формирования и последующего распределения казны не совсем идеальна.

Статьи расходов

На что же тратятся эти деньги? У местных бюджетов не менее 18 основных статей расходов. Они связаны с потребностями в экономическом и социальном развитии городов и посёлков.

Основным нормативным актом в этой области является Бюджетный кодекс РФ, который содержит положения о том, что местный бюджет направляется на финансирование органов местного самоуправления, обеспечение муниципальной собственности, содержание организаций культуры, спорта и образования, муниципальных органов охраны общественного порядка, содержание и развитие муниципального ЖКХ и многие другие цели.

Разумеется, названные налоги и сборы не могут дать средств на всё то, что нужно для обеспечения качественной жизни граждан и поддержку инфраструктуры, находящейся в ведении муниципалитета, на должном уровне.

Поэтому включаются в действие механизмы дотаций.
На уровне финансового планирования довольно актуальным является консолидированный бюджет.

Этот инструмент подразумевает, что региональный и местный бюджеты объединяются в единую систему экономического плана определённого субъекта РФ.

Если же объединить и бюджеты всех субъектов страны, то получается консолидированный бюджет федерации. Это некий условный механизм, который не проходит рассмотрение и утверждение представительскими органами. К нему можно относиться в качестве статистического показателя бюджетного свода, состоящего из ожидаемых статей доходов и расходов.

Долг по налогу за обладание транспортным средством взыскивается с наследников

Несмотря на то, что суммы налогов могут быть незначительными, разрешение спорных ситуаций, связанных с их уплатой, находится в ведении судов общей юрисдикции в рамках гражданского производства. При этом они должны руководствоваться общими правилами материального права.

Об этом свидетельствует определение СК по гражданским делам ВС РФ №75-КГ16-15 от 29 ноября 2016 г.

Инспекции ФНС обратилась с иском к наследнику лица, которое умерло, но не заплатило налог на обладание транспортным средством.

Налоговый орган намеревался получить его с наследника умершего обладателя автомобиля. Однако суд отказал инспекции в принятии искового заявления на основании п. 1 ч. 1 ст.134 ГПК РФ.

Суд начальной инстанции сделал вывод о том, что дело должно рассматриваться в порядке не гражданского, а административного производства. В этом его поддержал суд апелляционной инстанции.

Судьи ВС РФ нашли, что судебные постановления приняты с существенным нарушением норм процессуального права. В таком случае лицо, согласно положениям ст.

357 НК РФ, является налогоплательщиком транспортного налога.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных названным кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах, а ст. 1112 ГК РФ предусматривает, что в состав наследства входят имущественные права и обязанности.

Данный спор возник из гражданских правоотношений, поэтому налоговая инспекция правильно решила, что он подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. В результате таких выводов дело было возвращено в суд начальной инстанции, а все предыдущие решения были отменены.

Однако суд шёл вокруг суммы в 1800 рублей налога в местный бюджет, которые без сомнения нельзя списать и нужно взыскивать с наследников. Конечно, если они вступили в наследственные права и получили хоть какое-то имущество любым образом, а его стоимость выше 1800 рублей. Выяснение этого и стало обязанностью суда.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/rulaws/mestnye-nalogi-i-sbory-po-polojeniiam-st-15-nk-rf-5f772bc371c44f0829a84425

Местные налоги: виды, особенности уплаты, льготы

Местные налоги налоговый кодекс
Местные налоги и сборы РФ

Местные налоги и сборы – это выплаты физических и юридических лиц в местный бюджет. Поступления распределяются на нужды муниципалитета в отличие от федеральных денежных средств.

Местные налоги и сборы вводятся муниципалитетом области, что соответствует законодательству – НК РФ. На основании 12 статьи НК РФ каждый муниципалитет имеет право устанавливать свои проценты для расчета.

Что относится к местным налогам. Роль в бюджете

К местным налогам относятся все сборы, перечисленные в статье 15 НК РФ. Помимо определения, важно изучить их роль в формировании бюджета.

Задача всех видов местных налогов заключается в обеспечении муниципалитета стабильными доходами.

Собранные денежные средства далее идут на обеспечение государственной безопасности, поддержание основных отраслей экономики, реализацию социальной политики.

Местные налоги и сборы устанавливаются президентом РФ посредством подписания нового Постановления Правительства.

Это значит, что местные налоги устанавливаются только посредством внесения изменений в НК РФ – глава муниципалитета не имеет права вводить новые виды сборов.

Акты, которые устанавливают местные налоги – это изменения в статьях НК РФ и правовые акты, подписанные главой рассматриваемой области.

Существует несколько видов налогов: федеральные, региональные и местные налоги.

Виды налогов

Если первые действуют по всей России и направлены на обеспечение федерального бюджета, то региональные и местные налоги разделяются в условиях муниципалитета.

К местным налогам и сборам относятся:

  • земельный налог;
  • налог на недвижимость по кадастровой стоимости;
  • торговый сбор.;

Земельные выплаты

Список местных налогов возглавляет земельный, который подразделяется на группы – ставки для физлиц и ИП, объединенных в одну категорию, и процентные показатели для юрлиц. Земельный налог относится к местным налогам и уплачивают его все объекты муниципалитета, которые имеют в собственности земельные участки.

Физлица и ИП

Уплата земельного сбора регулируется статьями 388 и 389 НК РФ. Здесь важно выделить факт, какие налоги идут в местный бюджет, если уплачены они за право собственности земельного участка.

Представленные законодательные акты определяют плательщиков.

Сборы в бюджет должны вносить все физлица и ИП, имеющие во владении земельные участки на правах бессрочного или пожизненного наследуемого владения.

Объектами выступают все земельные участки, которые расположены в пределах муниципального образования с утвержденными сборами представленного характера.

Не включены в список объектов местного земельного налога участки, которые признаны ценными культурными и археологическими наследиями, а также музеями-заповедниками.

Сборы не взимаются с участков, находящихся в составе общего имущества многоквартирного дома.

Сборы устанавливаются в размере 0,3% от кадастровой стоимости для участков сельскохозяйственного назначения и объектов, которые принадлежат физическим лицам. ИП, использующие землю для своей деятельности, уплачивают сбор в размере 1,5% от кадастровой стоимости. Сбор оплачивается за целый год владения объектом до 1 декабря года последующего за расчетным периодом.

Юридические лица

В соответствии со статьей 389 НК РФ юридические лица должны уплачивать денежные средства в бюджет муниципалитета, на территории которого находится участок, принадлежащий по праву собственности. Объектами признаются все земли, которые числятся на балансе муниципалитета.

В Налоговом Кодексе местные налоги в виде земельных сборов для юридических лиц не уплачиваются со следующих объектов:

  • которые были изъяты из оборота по закону;
  • с культурных наследий;
  • с лесного фонда;
  • с ограничениями в обороте по закону – муниципальному или государственному;
  • с многоквартирного дома.

Срок уплаты аналогичен как и у физических лиц. Ставка в размере 0,3% действует на объекты сельского хозяйства и участки, используемые предпринимателями для ведения личного хозяйства. Ставка в 1,5% – действует на все остальные земельные участки.

На имущество физлиц

В определении, каким является налог на имущество – местный или региональный – выделяют только местную трактовку. Взносы в бюджет делают все собственники, которые имеют в своей собственности имущество, являющееся объектом.

В представленных вопросах можно выделить следующие определения и факторы:

  • плательщиками являются все собственники – если объект недвижимости имеет несколько долевых владельцев, уплачивать сбор должен каждый;
  • объектом выступает любая недвижимость, прописанная в статье 401 НК РФ – жилое или нежилое помещение, гараж или машино-место, единый комплекс, сараи и прочие хозпостройки;
  • оплата происходит до 1 декабря года, последующего за расчетным периодом – рассчитывается на основании имеющейся кадастровой стоимости на 1 января следующего года за расчетным периодом;
  • ставки представляются, как 0,1%, 2% и 0,5% – для жилых объектов и хозяйственных построек, для объектов из списка статьи 378 НК РФ и для остального имущества, соответственно.

Местные налоги и сборы в 2019 году по наличию имущества могут быть уплачены за три предыдущих периода – за 2016, 2017, 2018 года.

За недвижимость по кадастровой стоимости

Виды местных налогов и сборов включает в себя дополнительные выплаты за недвижимость по имеющейся на момент начисления суммы (на 1 января следующего года) кадастровой стоимости объекта. Уплачивают представленный вид сборов организации, которые имеют в своей собственности следующие виды объектов:

  • центры административного или торгового вида;
  • помещения с офисами;
  • принадлежащие иностранным гражданам;
  • жилые дома и помещения на балансе у компании.

Оплачивают организации положенные им выплаты до 1 декабря последующего года за расчетный период. Ставки зависят от кадастровой стоимости объекта и представляются в полной мере в таблице.

Торговый сбор

В вопросах, какие налоги федеральные, региональные и местные, последние занимают спорную позицию.

Так, здесь выделяют торговый сбор, включающий в себя вложения в бюджет за рекламу, за осуществление экономической и предпринимательской деятельности, местные лицензионные сборы и прочее.

Торговый сбор – это местный налог, но он регулируется статьями 411 и 412 НК РФ. Плательщиками выступают ИП или организации, которые занимаются торговой деятельностью.

Объектом сбора выступает использование предпринимателями площади для осуществления своей деятельности.

Период для расчета – квартал года, поэтому вносить взносы следует до 25 числа месяца следующего за окончанием квартала. Ставка не может превышать 550 рублей за 1 кв. м. используемой площади.

Муниципалитет имеет право устанавливать свои ставки, что подтверждается нормативными правовыми актами, подписанными главой.

Механизм исчисления

Как исчисляются налоги местного бюджета, были описаны выше. Общая характеристика местных налогов позволяет посчитать самостоятельно сумму для уплаты на имеющееся имущество или осуществленную коммерческую деятельность. Можно привести следующие примеры расчета местных налогов:

  • У компании есть в собственности административно-торговый центр площадью в 110 кв. м. и кадастровой стоимостью в 3 млн. 600 тыс. рублей. Ставка для этой суммы – 0,1%. Получается, что ежегодно компания выплачивает 3600 рублей.
  • Физическое лицо имеет земельный участок сельскохозяйственного назначения. Кадастровая стоимость объекта – 570 тыс. рублей. Ставка в данном случае 0,3%, в результате чего собственник платит ежегодно 1710 рублей.
  • Физическое лицо имеет в собственности жилой дом, в котором он проживает. Кадастровая стоимость объекта 2 млн. 100 тыс. рублей. Действующая процентная ставка в данном случае – 0,1%, поэтому собственник ежегодно уплачивает 2100 рублей.
  • Организация занимается торговлей, снимая в аренду помещение размером в 23 кв. м. Ставка составляет 457 рублей за 1 кв. м. Значит, ежеквартально предприниматели уплачивают сбор в размере 10511 рублей.

Аналогичным образом можно вычислить все оставшиеся виды сборов, которые должен уплачивать гражданин России, если он является налогоплательщиком.

Порядок уплаты местных налогов

Представленная выше общая характеристика местных налогов и сборов частично дает объяснение, как осуществляется порядок выплаты сборов. Полный перечень правил и основ приведен в статье 58 НК РФ. В этом акте, который устанавливает местный налог, перечислены следующие основы:

  • Местные налоги вводятся в действие, когда плательщик подает сведения в уполномоченный орган о приобретении или получении объекта в собственность, а также о начале коммерческой деятельности.
  • Местные налоги и сборы обязательны к уплате по ставкам, утвержденным муниципалитетом.
  • Местные налоги и сборы устанавливаются государством и регламентируются местными нормативными актами.
  • Порядок уплаты местных налогов и сборов устанавливается НК РФ и дополнительными нормативными актами.
  • Плательщик должен уплатить сбор в течение месяца со дня получения квитанции от уполномоченного органа, если другое не предусмотрено законодательством. К примеру, сборы по собственному имуществу можно вносить до 1 декабря, при этом квитанция может прийти и весной наступившего года.

Изучая примеры местных, региональных и федеральных налогов, выделяют отличительный сбор – торговый, который требует обязательной подачи декларации по окончании квартала. В остальных видах подобного делать не придется, если у плательщика не изменилась ситуация в отношении прав собственности.

В каких случаях не приходится платить

Имеются льготы и полное освобождение от уплаты в отношении сборов с физических лиц на имущество. Льготами обладают многодетные семьи и родители детей-инвалидов. В полной мере освобождаются от уплаты пенсионеры, инвалиды 1 и 2 группы или инвалиды детства, ветераны ВОВ, госслужащие, военные, участники ликвидации аварий на АЭС.

Обязательно ли платить

Представленные сборы вносить в бюджет обязательно. В противном случае плательщику грозит начисление пени, а затем штрафа при продолжительном уклонении от обязательств. Если сотрудники уполномоченных органов установят факт умышленного уклонения, гражданина или организацию могут привлечь к уголовной ответственности по статье 199 УК РФ.

Подробно были представлены вопросы, кто устанавливает местные налоги и каковы особенности их начисления. Разновидности сборов представлены на данный момент в статье 15 НК РФ, где выделяют земельные выплаты, торговый сбор и на имущество физических лиц. В результате возникают некоторые вопросы, которые влекут интересные факты:

  • Земельный налог – местный или региональный? Этот вопрос беспокоит всех владельцев участков. В соответствии со статьей 387 НК РФ этот сбор является местным, поэтому регулируется общим кодексом и нормативными актами муниципалитета.
  • Водный налог – местный? Нет, это федеральный сбор, что указывается в статье 333 НК РФ. Аналогичным образом можно ответить: НДФЛ местный ли налог? К НДФЛ зачастую приписывают понятие местного или федерального налога. Приведенной разновидности выделена глава 23 НК РФ, в которой прописано его федеративное значение. А вот уже местный или региональный транспортный налог, ответить можно однозначно – региональный, подробности которого прописаны в статьях 357, 368 и 361 НК РФ.
  • Могут ли органы местного самоуправления устанавливать налоги – нет, им разрешено только корректировать ставки. Сроки уплаты местных налогов устанавливаются на государственном уровне, поэтому муниципалитет и тут не имеет право проявлять самостоятельность в ущерб своему населению.

Источник: https://promdevelop.ru/economy/mestnye-nalogi-vidy-osobennosti-uplaty-lgoty/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.